Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция в механизме рыночной экономики




Вопросы

Лекция 7. Совершенная и несовершенная конкуренция

1. Конкуренция в механизме рыночной экономики.

2. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

3. Модели рынков несовершенной конкуренции.

4. Антимонополистическая политика государства.

 

Литература

1. Литвяк Б.И., Соляр М.Д. Экономическая теория. Учебник – Пят.:СКГТУ, 2001.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус. – 2005.

3. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005.

4. Экономика: Учебник / Под ред. Л.Е. Басовского.- М.: ИНФРА-М, 2002.

Термин «конкуренция» происходит от позднелатинского «concuretia» - сбегаюсь, сталкиваюсь, и означает жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в экономической и других сферах общества. Конкуренция в любом обществе является естественной и необходимой формой взаимодействия предприятий, организаций, фирм, работников, людей. Она предопределяется их различным положением в обществе, различными целями и интересами.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине Х1Х века получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебание цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

Конкуренция – это соперничество, состязательность, соревнование фирм на рынке за лучшие условия производства (в целях получения наибольшей прибыли), а также купли и продажи товаров между участниками рыночной экономики.

С позиции экономики конкуренция представляет собой борьбу продавцов (производителей товаров и услуг) за лучшее удовлетворение требование покупателей (потребителей товаров и услуг). А также соперничество покупателей за приобретение нужных им товаров на наиболее выгодных условиях.

При производстве товаров конкуренция подразделяется на два вида – внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественных отношениях производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают – снижается и прибыль.

К обратному результату приводила утечка капитала из низко прибыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Конкурентная борьба ведется, как правило, двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Ценовая конкуренция обычно применяется в следующих случаях: в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов и преобладания внутриотраслевой конкуренции, на рынках с приоритетом продавца (т.е. превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренцией покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции. Ценовой метод конкурентного соперничества мало эффективен, ибо конкуренты практически тут же могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, соответственно осложняет планирование и управление фирмой (предприятием).

В настоящее время ценовой метод продолжает применяться, особенно при внедрении фирмы на новых рынках. Однако предпочтение сейчас отдается неценовой конкуренции – выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов и приданию ему уникальных для покупателей свойств. Для этого производители-конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания.

При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовая конкуренция является более эффективной, ибо конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом методе, предпринять ответные шаги. Поэтому конкуренцию, осуществляемую посредством неценовых факторов, еще называют эффективной конкуренцией. Неценовая конкуренция требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но с лихвой окупающихся в случае успеха.

Конкуренция, как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Среди положительных сторон отмечаются:

– высокий уровень мотивации участников бизнеса – товаропроизводителей на изготовление полезной и качественной продукции для потребителей,

– противодействие монополизму на ту или иную продукцию на данном рынке и, как следствие, снижение цен, а, в конечном счете – стремление производства к удовлетворению потребностей общества и его граждан.

Таким образом, конкуренция является основой непрерывного прогресса общества, условием, противодействующем застою в экономике. Причем конкуренты как бы взаимно контролируют друг друга и делают это лучше самого квалифицированного и преданного государству контролера.

К отрицательным сторонам конкуренции относятся:

- конфликтность

- нестабильность

- банкротство предприятий, фирм в т.ч. несвязанные с неумелым хозяйствованием

- массовые увольнения работников и сокращение рабочих мест.

Развитие конкурентных отношений тесно вязано с разделением экономической власти, когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть разделена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка:

1) рынок совершенной конкуренции;

2) рынок несовершенной конкуренции: монополистическая, олигополистическая, чистая монополия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.