Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели рынков несовершенной конкуренции




Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополии.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции разделение экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистической конкуренции присуще относительно большое число производителей, но не однородной, как в случае свободной конкуренции, а дифференцированной продукции, т.е. не идентичной, а похожей по своим потребительским свойствам. Каждая из фирм стремиться создать свой уникальный товар, чем-то отличающийся от ему подобных (конструктивным решением, дизайном, качеством обслуживания, вкусом, запахом, цветом и т.д.). Каждый из покупателей выбирает, руководствуясь своими эстетическими представлениями, материальными возможностями, пристрастиями, престижностью товара.

Каждая из фирм, производящих дифференцированную продукцию, становится своеобразным монополистом в придании уникальных особенностей своему товару (особое технологическое решение обеспечивающее удобство в применении, хранящаяся в тайне рецептура, гарантии и условия после продажного обслуживания). Сходство с рынком чистой монополии состоит в том, что фирма может самостоятельно назначать цену на свой товар. Однако, власть над ценой не безгранична, т.к. другие производят похожую продукцию.

Неценовая конкуренция – главное оружие в монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легко, достаточно предложить товар с такими свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю, производство.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко выходит за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и неудивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Олигополия – такая организация конкурентного рынка, когда его значительную долю контролируют несколько фирм. Олигополия возможна на рынке как однородной продукции (например, сырья и полуфабрикатов, руд, металла, нефти), так и дифференцированной продукции (сложная бытовая техника, автомобили).

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. Однако уменьшение на рынке числа фирм делает спрос по цене на продукцию менее эластичным. Это позволяет повышать цены на нее без опасения снизить объем продаж.

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах характерна для олигополии. Иногда, опасаясь «войны цен», фирмы, чтобы не потерять рынок, не меняют цену товара даже тогда, когда издержки производства снизились (это называется жесткостью цен). Тогда изменения спроса на товар выражаются не в изменении цены, а в колебаниях объема продаж.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются более эффективными, а поэтому используются чаще.

Поскольку число фирм на олигополистическом рынке обычно колеблется от 3 до 5, вступление в него ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

Доминирующие фирмы могут вступать в соглашение: картель т.е. соглашение о ценах на товар, квоте(доле) в производстве, условиях найма рабочей силы, приобретения сырья и материалов, обмене патентами, дележе рынков сбыта; патентные пулы (о специализации и кооперировании производства); консорциумы (о совместном строительстве крупных объектов, требующих значительных инвестиций).

В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность). Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно охарактеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет, которые производит даже не пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей – кондитерская промышленность).

Конечно, установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией во многом условно.

Чистая монополия – когда на рынке господствует один производитель товара, близких заменителей которому нет; тогда фирма может диктовать его цену, объем продаж, не допуская в отрасль конкурентов. Этой модели присущи следующие характерные черты:

- продавец выступает как единственный; отрасль – синоним фирмы, поскольку фирма всего одна;

- реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт);

- монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок;

- на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.

В первом случае говорят о естественных монополиях – когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь, желдортранспорт и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько велики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конкурентов. Государство представляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используется государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Это предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у московского метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства или действуют под его строгим контролем. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке. Например, зарегистрировав патент на техническое изобретение, какая-либо фирма имеет исключительную возможность производить и продавать новый товар; конкуренты на время остаются за бортом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.