Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и функции предприятия (фирмы)




Под предприятием (фирмой) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.

Предприятия, как правило, являются юридическими лицами в виде товариществ, акционерных обществ и т.п. Как объект права, предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс РФ предусматривает также образование унитарных предприятий (государственных и муниципальных) – коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в последнем случае предприятие является казенным).

В термин «предприятие» вкладывается технико-экономический смысл: это завод, фабрика, мастерская, ателье и т.д. Под термином «фирма» подразумевается объединение нескольких или многих предприятий в целях концентрации финансовой помощи и контроля над производством и рынком. Создание фирм осуществляется для упрочения ее позиций на рынке за счет максимизации прибыли. Фирмы более успешно осуществляют концентрацию и централизацию производства и капитала, что дает возможность значительно снижать издержки производства, повышать эффективность и прибыльность.

Существует определенная выгода от объединения предприятий в единую фирму. Здесь немаловажную роль играют трансакционные издержки (от лат. tranzactio – сделка). Такие издержки не касаются непосредственно производства как такового, они являются сопутствующими затратами (например, поиск информации о ценах, ведение переговоров, разработка системы стандартов, содержание юридической системы и т.д.).

Чтобы снизить перечисленные выше затраты можно объединиться в фирму, так как трансакции здесь дешевле.

Существует несколько теорий фирмы, где ставят разные цели и средства их достижения.

Традиционная теория определяет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

Менеджеральная теория утверждает, что главной целью фирмы является максимизация объема продаж, а лишь затем - дохода. Здесь влияние оказывают менеджеры, которые заинтересованы в увеличении объема продаж, так как от этого зависит их заработная плата.

Теория максимизации роста говорит о том, что более выгодна крупная фирма, в ее росте заинтересованы менеджеры и акционеры.

У фирмы есть два пути роста: внутренний и внешний.

Внутренний рост происходит за счет концентрации производства и капитала. Его источники – нераспределенная прибыль, выпуск акций, заемные средства, взятые у банка.

Внешний рост основывается на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений. Слияние – это объединение двух или более компаний; поглощение происходит путем покупки контрольного пакета акций одной фирмой другой.

Любая фирма определяет стратегию фирмы, т.е. постановку фирмой долгосрочных целей, утверждение плана действий, а также распределение ресурсов, которые понадобятся для достижения этих целей. Существуют оборонительная и наступательная стратегия фирмы.

Оборонительная стратегия – фирма находится в выжидательной позиции, внимательно наблюдает за конкурентами и при появлении нового продукта концентрируется на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия означает, что фирма действует активно за счет инноваций, различных нововведений.

Менеджмент является основной формой управления предприятием – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов. Его основной функцией считается бизнес-план, т.е. комплексный план развития фирмы, который выступает как отчетный документ и служит главным обоснованием инвестиций.

Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и включает такие разделы:

- анализ рынка и маркетинговая стратегия;

- продуктовая стратегия и производственная стратегия;

- развитие системы управления фирмой и собственностью;

- финансовая стратегия.

Если стратегия сформирована неправильно, это может привести к банкротству фирмы, что означает признание судом абсолютной неплатежеспособности должника и в связи с этим неспособность осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов.

Из данной ситуации есть два выхода: либо распродажа имущества предприятия на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы. Для этого создается ликвидационная комиссия, которая решает ликвидировать ее или помочь выжить. Существует понятие «санация», т.е. система мероприятий по улучшению финансового положения фирмы с целью предотвращения ее банкротства или повышения конкурентоспособности. Она может проводиться либо самим предприятием, либо более сильными конкурентами, либо банком.

Чтобы начать свою деятельность, фирма должна иметь стартовый капитал (первоначально вложенный капитал на начальное ведение производства).

Источники покрытия таких затрат делятся на собственные и заемные средства.

Собственные средства – это сбережения, образовавшиеся за счет прибыли; деньги, предназначенные для амортизации; капитал, поступающий от продаж акций и облигаций.

Заемные средства – это банковский и коммерческий кредит.

Предприятия выполняют следующие функции: определяют и удовлетворяют нужды потребителя; организуют производство товаров и услуг; распределяют доходы; осуществляют инвестиции для развития производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.