Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое учение Полибия

Около 201-120 гг до н.э. это знаменитый политик, дипломат, историк. Сам он был начальником конницы. После одной из побед римлян он был взят заложником в Рим в 168 году до н.э., прожил там почти 16 лет, был принят в высшее римское общество, сошелся с видными политическими деятелями, принимал участие в военных походах, римской армии, был свидетелем падения Карфагена, выступал в качестве посредника между Римом и покоренной Грецией, то есть участвовал в политической реорганизации Эллады.

Он является автором всеобщей истории в 40 книгах, оригинальным мыслителем, крупным исследователем государственно-политических правлений. Его философские воззрения основывались на учении о круговороте явлений, то есть теории циклизма. Любое явление развивается в соответствии с порядком природы и в своем развитии всегда проходит одни и те же этапы:

· Зарождение

· Расцвет

· Упадок

Формы государства тоже проходят эти этапы. Свой труд он посвятил тому, почему Риму удалось в течение около 50 лет превратиться в огромную державу. Все достижения римлян он объясняет превосходством их политического строя, благодаря которым Рим оказался наиболее приспособленным к мировому владычеству. По примеру Аристотеля он выделяет 6 форм правления (3 правильных и 3 извращенных):

1) Царство, аристократия, демократия (занимает место Аристотелевой политии), которые различаются по числу правящих

2) Тирания, олигархия, охлократия – извращенные

Каждая из правильных форм сама собой переходит в соответствующую ей извращенную. И все они сменяются одна другой по естественному закону человеческой природы. Происходит это так:

Первоначально люди жили наподобие животных - стадами. Ими предводительствовал сильнейший, за которым остальные следовали добровольно. Мерой власти вождя была физическая сила. И способ управления в этом сообществе Полибий определяет как единовластие. Но это еще не царство, здесь еще нет государства. С течением времени в сообществе происходят перемены, люди получают представление о долге, справедливости. Отношения, которые были основаны на физической силе, опираются на правосудие, господство власти и силы, превращается в царство само собой посредством исправления единовластия. Сначала цари правили благодетельно для подданных, не встречая сопротивления, не подвергаясь злословию, зависти. Позднее они стали присваивать себе привилегии, стали отличать себя от народа, предаваться наслаждениям, угнетать подвластных. Царство превратилось тиранию. Тогда значительнейшие граждане восстали против правителей и извергли их. Возмущение исходило от благородных, гордых, отважных людей, то есть от тех, кто меньше всего мог терпеть излишества правления. Народ охотно подчинился новым вождям и установилась аристократия, но когда поколение освободителей сменилось другим, воспитанным в роскоши, богатстве, почестях, аристократия выродилась в олигархию. Этот переход свершился быстро: занимает жизнь одного поколения. Тогда уже народ восстал против новых правителей и не доверяя более никаким вождям, оставил власть за собой. Установилась демократия. Пока жили люди умеренные, которые помня прежний гнет сдерживал толпу, все шло своим чередом. Когда все привело к разгулу страстей анархии – демократия превратилась в охлократию. Этот переход занимает жизнь трех поколений.

Охлократия – это не только последняя из форм гос правления, но и возвращение к исходному началу, затем начинается новый цикл. Каждая форма в самой себе несет зародыш собственной гибели, так как человек по своей природе склонен употреблять во зло свою свободу и свою власть, когда нет ничего, что сдерживало бы его волю. То есть правительства падают именно из-за отсутствия сдержанных. Поэтому лучше всех чистых форм представляется Полибию образ правления смешанный из трех простых царства, аристократии, демократии и соединяющий вместе их преимущества. Цари не злоупотребляют своими правами, опасаясь народа. Последний не смеет выступить против царей, опасаясь вельмож (аристократов), которые держат середину и не допускают преобладание одной власти. Этим способом в государстве сохраняется должное равновесие. Правительство получает устойчивость, крепость, долговечность, а народ не страдает от власти правителей. Полибий указывает на спад.

Ликург (легендарный реформатор), который по преданию установил спад: форму правления не простую, но соединил преимущества всех форма правления.

Римляне в устроении государства достигли той же цели, что и Ликург, и дали наилучшее в наше время устройство. Аристократическое начало воплощено в Сенате, демократическое – в народном собрании и трибунах или комициях, монархическое – в консулах. Причем распределение властей проведено настолько умело и равномерно, что никто не может указать, какая из властей преобладает, и определяет форму правления Рима в совокупности. В римском государстве воплощен идеал смешанной формой правления, считал Полибий, имеет место система сдержек и противовесов. Теория разделения властей нового времени уходит корнями в античность, к Полибию. Древние называли историю учительницей жизни. Любая история имеет аналог в прошлом. Теория Полибия является связующим звеном между политическими учениями Древней Греции и Древнего Рима.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тирания | Политические и правовые учения в Древнем Риме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.