Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы мировые тенденции проникновения экологических аспектов в бизнес?




Если мы правильно понимаем, чего хочет потребитель, наша доля
рынка и прибыль на активы позаботятся о себе сами

Пол Аллаир

Главные двигатели корпоративной экологической ответственности — потребители и акционеры. За первые три месяца 2008 г. акционеры американских корпораций внесли 110 предложений по вопросам глобального потепления, устойчивого развития и защиты животных — вдвое больше, чем двумя годами ранее. Поскольку потребители демонстрируют свою приверженность к экологичным товарам/услугам и экологичным компаниям, каждая компания старается согласовывать свой бизнес согласно их требованиями и ожиданиями. 60% западных компаний уже вписали природоохранные проекты в свою общую стратегию развития38.

В 2007 г. из 2687 менеджеров из разных стран на первое место среди факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на акционерную стоимость компании, 48% респондентов поставили экологические проблемы (заметим, что в 2005 г. доля составляла 28%), 20% — требование производства здоровых и безопасных продуктов.39

В начале 2008 г. на вопрос «Какова роль учета климатических изменений в бизнес-стратегии вашей компании?» дали ответ «очень важна» или «важна» 71% компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Индии и Китая), 68% — в Китае, 65% — в Европе, 63% — в Индии, 57% — в Латинской Америке и 51% — в Северной Америке.40

Компания «Globe Scan» проанализировала мнение компаний об их устойчивом развитии. В вопросе «Когда вы думаете о социальной ответственности вашей компании и стратегии устойчивости в ближайшие 12 месяцев, какие направления представляются вам приоритетными?» на первое место более 60% респондентов поставили изменение климата, на четвертом месте (около 50%) — доступность и качество питьевой воды, на пятом — общественные принципы движения к устойчивому развитию (48%), на шестом — устойчивое потребление (47%).41

Анализ общемировых тенденций в спросе и поставках, а также в общей бизнес-среде, проведенный компанией McKinsey, показывает, что две тенденции из десяти основных имеют эконаправленность — экологическая грамотность потребителей и популярность здорового образа жизни.42

Сейчас рынок экологичных товаров и услуг составляет 230 млрд. долл. США (из них 76 млрд. — устойчивая экономика, 27 млрд. — здоровый образ жизни, 30 млрд. — альтернативная медицина, 10 млрд. — личностный рост, 81 млрд. — экологичный образ жизни), а к 2015 г. возрастет до 845 млрд. Это один из самых быстрорастущих рынков. В частности, в США спрос на экологичные здания ежегодно увеличивается на 5–10%, а на услуги экотуризма — на 5%43. Число экологичных товаров в США увеличилось со 100 в 2004 г. до 1570 в 2009 г., а рост потребления экологичных продуктов питания составляет 5,6% в год. 82% потребителей в США приобретают экологичные товары.44

На вопрос «Совершая покупки, выбираете ли вы более экологичные товары?», заданный в США, в 2009 г. положительно ответили 59,9% респондентов, а в 2010 г. — 62,8%.45

Согласно результатам опроса, проведенного компанией InformationResources, 29% респондентов принимают решение о покупке, исходя из дружественности к окружающей среде продукта и его упаковки, 23% заявили, что обращают внимание на экологичность магазинов, в которых совершают покупки, а 39% стремятся покупать экологически безопасные продукты.46

По оценкам OrganicTradeAssociation, мировой рынок «органических продуктов» сейчас составляет около $30 млрд, ежегодно увеличиваясь на 16–20%, то есть в четыре раза быстрее, чем рынок продовольствия в целом. В США отделы органических продуктов имеются в 72% всех супермаркетов.47

Продажи экологичных товаров в Европе удвоятся к 2015 году, несмотря на то, что их стоимость выше, чем у остальных. В настоящее время стоимость экологичных продуктов в среднем по Европе на 46% выше обычных, но к 2012 г. она должна немного опуститься — до 40%.

В 2000 г. рынок экологичных товаров в Европе составлял 10,3 млрд. Евро, а к 2009 г. он вырос до 56 млрд. По прогнозам к 2015 г. он составит 114 млрд. Евро. Среднее домохозяйство в Европе тратит на экотовары 369 Евро ежегодно (наибольшая величина — в Швейцарии, где траты составляют 555 Евро в год).48

По мнению психологов, склонность людей к натуральным и экологичным товарам/услугам объясняется стремлением лучше контролировать свою жизнь в мире, который становится все более динамичным, непредсказуемым, стрессовым и техногенным.49 На рис. 5 показана системно-динамическая диаграмма развития рынка экологичных товаров.


Рис. 5. Механизм влияния стресса, вызванного напряженным и высокотехнологичным миром, на развитие рынка экологичных товаров

Пояснения к рисунку. Вся система в целом имеет знак «–». Такие системы называют балансирующими (или негативными) петлями образной связи. Их признаки: целенаправленное поведение, противодействующие росту, стабилизирующие систему, возвращающие систему к балансу.

Успешный бизнес не может оставаться в стороне от общего направления движения рынка в сторону экологизации, будь то экологичные товары, услуги, использование возобновимых источников энергии или снижение углеродного следа. И российский бизнес должен учитывать эти факты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.