КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каково состояние экологического маркетинга в России?
Ready or not, here comes sustainability Доклад компании Ernst&Young Россияне в целом озабочены состоянием окружающей среды. Сегодня она волнует 78% жителей. Две трети россиян (64%) уверены, что достижение устойчивого развития России невозможно без решения экологических проблем.50 В России природоохранная деятельность корпораций стоит на четвертом месте по актуальности (после поддержки образования, здравоохранения и помощи нуждающимся).51 Важное исследование экологической ответственности российского бизнеса было проведено специалистами Всемирного фонда дикой природы (WWF). Согласно результатам исследования, 38 российских компаний (из 67 опрошенных) декларируют, что экологические факторы имеют для них очень высокий приоритет, а 28 — учитывают их при принятии деловых решений. Лишь 4 компании сказали, что их не волнуют экологические аспекты. 55 компаний подтвердили, что принимают конкретные меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. 23 компании производят товары или оказывают услуги, которые могут внести вклад в решение экологических проблем.52 Опросов населения, посвященных проблемам движения в сторону экологизации мало, поэтому особого внимания заслуживают исследования, проведенные в 2005, 2006 и 2008 г. в г. Санкт-Петербурге, одной из задач которых было выявление особенности понимания жителями города термина «экологически безопасная продукция». Для 48% петербуржцев забота о своем здоровье и забота об окружающей среде — самый важный фактор, которым они руководствуются при покупке экологически безопасной продукции. Интересно, что в опросе 2005 и 2006 г. самым важным фактором была названа забота о своем здоровье (рис. 6). 73% опрошенных готовы покупать экологически безопасные товары дороже непроверенной продукции на 10%, около 34% респондентов согласились с повышением цен на 20%.53
Вопрос респондентам: «Что для вас было бы более важным при покупке экологически безопасной продукции?» Население мегаполисов готово стать активным потребителем экологичных товаров, а, возможно, и услуг. По данным агентства «Комкон» 52,6% граждан России готовы платить за экологичную еду больше, чем за обычную. В Москве, согласно опросу агентства CVS Consulting, переплачивать за экопродукты согласны 70% жителей.54 Мы видим, что в России экологизация рынка набирает обороты. Глубокое системное проникновение вопросов экологии в каждый бизнес не всегда возможно, однако разная степень экологизации товара, услуги или компании — реальная задача. И ряд российских компаний ее активно решают. Мы надеемся, что в дальнейших работах мы покажем конкретные примеры и дадим дельные советы в этом новом, но быстро становящимся трендом аспекте. Шесть книг по экологии, обязательных для прочтения специалистам с экономическим образованием (в алфавитном порядке) Браун Л. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: Весь Мир, 2003. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. М.: Academia, 2000.
Живая планета – 2010. Биоразнообразие, биоемкость и развитие. Доклад. WWF Intl., 2010. На рус. и англ. языках. Только в электронном виде – на CD и сайте (http://www.wwf.ru/resources/publ/book/436). Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Ин-т охраны природы и заповед. дела, 1992. Классический труд, посвященный принципам охраны природы на научной основе. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Издательство МГУ, 2006. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2008. Шесть книг по маркетингу, обязательных для прочтения специалистам с экологическим (естественно-научным) образованием (в алфавитном порядке) Иванов А. Профессиональный маркетинг. СПб: Питер, 2011. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. Разумовская А.Л. PRO движение. Технологии эффективного продвижения услуг. СПб: Питер, 2009. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо, 2008.
Слободянюк Э. Настольная книга копирайтера. М.: Вершина, 2008. Траут Д. Траут о стратегии. Рынок ошибок не прощает. СПб: Питер, 2007. 1 Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004. 2Римский клуб — международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. 3Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. 4Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И., Бернес В.В. III. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. Недавно вышел третий доклад «Пределы роста. 30 лет спустя» (Медоуз Д., Рандерс И., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2008) 5 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 6 Программа действий / Сост. Майкл Китинг. М.: Центр «За наше общее будущее», 1993. С. 6. 7Household consumption and the environment.EPA, 2005. 8 Подробно ознакомиться с системной динамикой можно в следующих монографиях: О`Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления.Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Паблишерз, 2009; Медоуз Д. Азбука системного мышления. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010; Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. И.: Издательство МГУ, 2011.
9 Живая планета –2010. Биоразнообразие, биоемкость и развитие. Доклад. WWF Intl, 2010. 10 По данным Федеральной службы государственной статистики –http://www.gks.ru 11ChapagainA.K., HoekstraA.Y.Water Footprints of Nations. UNESCO-IHE, Delft, the Netherlands, 2004. 12 Hoekstra, A.Y., Chapagain, A.K., Aldaya, M.M. and Mekonnen, M.M. Water footprint manual: State of the art 2009. Water Footprint Network, Enschede, the Netherlands, 2009. 13Chapagain, A.K., Hoekstra, A.Y. The water footprint of coffee and tea consumption in the Netherlands //.Ecological Economics, 2007.№64(1). P. 109–118. 14 Интернет-сайт компании Virtual Water — http://virtualwater.eu 15 Carlsson-Kanyama, A., Faist, M. Energyuseinthefoodsector: Adatasurvey.StockholmUniversity; Stockholm, Sweden, 2000. 16 Галечьян Н. В чем выгода экологически благополучного имиджа компании // Корпоративнаяимиджелогия, 2008. №02 (03). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ci-journal.ru/article/103/200802eco_marketing (10.06.2011). 17 Хачатуров А.Е., Гусева Т.В., Кретов И.И., Панин Г.С. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №4. 18 Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А., Соловьев Б.А., Федосеев В.В., Алексеев С.В. Маркетинг. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 19 Введение в экологический маркетинг: Учеб. Пособие / Жубанова Л. К., Сармурзина А. Г., Ефремова С. В., и др.; Каз. гос. ун-т им. Аль-Фараби, Хим. фак.- Алматы: Қазақун-тi, 2000. 20 Маркетинг: Энциклопедия: пер. с англ. / Под ред. М.Бейкера. СПб.: Питер, 2002. 21 Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Сокорнова; Под ред. С.Ю. Даймана. — М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. С.212. 22 ДДТ (1,1,1-Трихлор-2,2-ди(п-хлорфенил)этан) — ядохимикат, применяемый против насекомых-вредителей хлопка, соевых бобов, арахиса, а также комаров и клещей. Запрещен для применения во многих странах из-за того, что способен накапливаться в пищевых цепях. 23 Henion K., Kinnear T. Ecological Marketing. American Marketing Association, 1976. 24 ЛукинаА.В. Экологическийфакторвсовременноммаркетинге: дисс.канд. экон. н. Москва, 2003. 25 Сайт компании «Ben&Jerry`s» – http://www.benjerry.com 26 It's Not Easy Being Green: Green Marketing. 8–13 января 2011 г.http://www.cbc.ca/ageofpersuasion/episode/season-5/2011/01/08/its-not-easy-being-green-green-marketing (10.06.2011). 27 Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2009. 28 Смирнова Е.В. Экологический маркетинг // Практический маркетинг, 2010. №4 (158). С.9–14. 29A Look Back at Green Marketing in 2007.[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://marketinggreen.wordpress.com/2007/12/29/a-look-back-at-green-marketing-in-2007 (10.06.2011). 30 Знаком Лесного попечительского совета FSC (ForestStewardshipCouncil) маркируется древесина из устойчиво управляемых лесов. Сертификат FSC гарантирует не только правильное обращение с самими лесными участками, но и то, что вся цепочка поставок (заготовители, переработчики, продавцы) доставляет потребителю продукцию, заготовленную именно в этих лесах. 31 Данные компании Pira International. Автор благодарит директора представительства FSC для России и СНГ А.В. Птичникова за предоставленные данные. 32 Cullen S., Stembridge B. Convenience vs. conscience. Food packaging in the 21st century.The Role of Intellectual Property in the Food Packaging Industry.ThomsonReuters, 2011. 33Снижение тренда в 2009 г. связано с лагом (запаздыванием) официальной публикации такой информации. 34GrantJ. The Green Marketing Manifesto.Chichester: Wiley, 2008. 35LeonardA. The Story of Stuff: How Our Obsession with Stuff is Trashing the Planet, Our Communities, and Our Health and a Vision for Change. Free Press, 2010. 36 Посмотреть фильм можно на сайте проекта — http://www.storyofstuff.com 37OttmanJ. The New Rules of Green Marketing: Strategies, Tools, and Inspiration for Sustainable Branding. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2011. 38Прощание с иллюзиями // Комп&ньоН, 2008. №35. 39 Сила, с которой считаются. McKinseyQuarterly, ноябрь 2007 г. 40 McKinsey Quarterly, февраль 2008 г. 41 Businesses Stay the Course on Sustainability. 4 ноября 2010 г. http://www.environmentalleader.com/2010/11/04/businesses-stay-the-course-on-sustainability/?graph=full&id=1 (10.06.2011). 42Сухаревский А. Новая эра экономии // Эксперт, 18 апреля 2011, №15. http://expert.ru/expert/2011/15/novaya-era-ekonomii (10.06.2011). 43Tolliver-Nigro H. Green Marketing: What’s All the Fuss? 2009. http://inspiredeconomist.com/2009/06/29/green-marketing-whats-all-the-fuss (10.06.2011). 44 Is green marketing Responsible Marketing? 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://responsiblemarketing.com/blog/2009/02/16/is-green-marketing-responsible-marketing (10.06.2011). 45 Сайт компании EcoPulse — http://www.sheltongroupinc.com/research/eco_pulse.php 46 В опросе приняло участие 22 тыс. жителей США. «Зеленый» маркетинг побеждает в Америке. 11 января 2008 г. http://adworker.ru/news/research/11/01/2008/33624.shtml?&cpid=26471 (10.06.2011). 47 Петрова Ю. Общество с органической ответственностью // Секрет фирмы, № 10 (193) от 19.03.2007. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=858329 (10.06.2011). 48 Franz P. Green retail sales set to double in Europe by 2015. 31 мая 2010 г. http://www.digitaljournal.com/article/292735 (10.06.2011). 49Ляпоров В. Экомаркетинг, 2005. http://www.lbsglobal.com/r/events/green/speaker (10.06.2011). 50 В опросе, проведенном в ноябре 2008 г., приняло участие 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ методом интервью «Экологическая ситуация в массовом сознании россиян». Фонд Общественное мнение, ноябрь 2008. 51Виноградова Е., Стрелкова Е., Сагдиев Р. Зеленая прачечная, 2008. http://www.adme.ru/rusal/zelenaya-prachechnaya-the-64003 (10.06.2011). 52Пусенкова Н.Н., Солнцева Е.А. Экологическая ответственность российского бизнеса: мифы и реальность // Бизнес и общество, 2006. №4. С.74–80. 53 Результаты социологического опроса на тему «Экологически безопасная продукция», 2008. http://www.ecounion.ru/ru/site.php?content=detailcontent.php&blockID=943# (10.06.2011). 54 Петрова Ю. Общество с органической ответственностью // Секрет фирмы, № 10 (193) от 19.03.2007. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=858329 (10.06.2011).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |