Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория двух факторов Ф. Херцберга

Ф. Херцберг исследовал двести инженеров и бухгал­теров для выявления мотивационных факторов и их силы.

Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на рабо­те исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы деталь­но описать, когда Вы чувствуете себя на работе ис­ключительно плохо?».

В результате проведенного исследования выяви­лись две группы факторов, влияющих на мотивацию труда. Первую группу факторов Херцберг назвал гигие­ническими факторами, вторую - мотиваторами.

Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение вызывает не­удовлетворенность трудом.

При улучшении гигиенических факторов неудовлет­воренность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности.

Разновидности гигиенических факторов: от­ношения с коллегами, начальством и подчиненными; вознаграждение; способности руководителя; физиче­ские условия труда.

Мотиваторы вызывают удовлетворенность тру­дом, способствуют высокому уровню мотивации и тру­довых достижений.

Разновидности мотиваторов: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоя­тельность и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности самореализации.

Границы между отдельными гигиеническими фак­торами и мотиваторами относительны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факто­рам гигиены, в то же время такой мотиватор, как долж­ностной рост, также подразумевает повышение зар­платы,

Для того чтобы избежать неудовлетворенности трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительно­сти труда достигается с помощью мотиваторов. Основные идеи Ф. Херцберга.

1.Существование мотиваторов может лишь частично компенсировать отсутствие факторов гигиены.

2.Отсутствие гигиенических факторов ведет к не­удовлетворенности трудом.

3.Позитивное максимальное мотивационное воз­действие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.

4.В обычных условиях наличие гигиенических фак­торов воспринимается как должное и не оказывает мотивационного воздействия.

Отличие модели Ф. Херцберга: отрицает простую альтернативность в воздействии различных мотива-ционных факторов на удовлетворенность трудом.

Главный вывод из теории Ф. Херцберга: руко­водители должны очень осторожно подходить к ис­пользованию различных стимулов и, когда потребно­сти низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать упор на гигиенические факторы. И им не сле­дует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория мотивации Д. Макгрегора | Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.