Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правовой культуры




Л.Н. Гумилев «Несколько сакраментальных фраз».

Основные подходы к правовой культуре. В СССР впервые стала изучаться в 70-е годы.

1. Идеальный подход. Представители: С.С. Алексеев, проф. Венгеров. Алексеев: «Правовая культура – достигнутый общество либо конкретным субъектом определенный уровень знания и понимания права»

a. Правовая культура рассматривается как идеальное явление, ограниченное рамками либо индивидуальности, либо общественным сознанием.

b. На рациональном, интеллектуальном уровне правовая культура – знание позитивного права; на эмоциональном уровне правовая культура выражена в вере в право, в его регулирующие возможности.

Правовая культура рассматривается как часть правосознания, положительный компонент правосознания. Венгеров: «Правовая культура – более высокая форма правосознания». Недостатки:

a. Правовая культура не может быть отождествлена с правосознанием или какой-то его частью.

b. Правовая культура не только идеальное явление, существующее в сознании субъекта; она имеет и внешнее выражение – памятники права, источники права, сложившаяся в обществе система юридических учреждений.

Точка зрения Тимошиной: правосознание – часть правовой культуры (именно субъект – главное действующее лицо правовой культуры).

2. Качественный подход. Представители: А.П. Семитко: Правовая культура – обусловленная социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в:

a. Достигнутом уровне развития юридических актов

b. Достигнутом уровне правовой деятельности и правосознании субъекта

c. В степени гарантированности государством свободы поведения личности, в единстве с ее ответственностью перед обществом.

Общий недостаток двух подходов: неясность критерия отнесения явлений к культурным, он обозначен как «уровень развития» (где эталон измерения?). когда появляется этот критерий, неявно присутствует европоцентризм (западная культура – эталон); она и есть критерий оценки всех других правовых культур.

Нерсесянц выделяет три типа правовых культур:

1. Высокоразвитая

2. Среднеразвитая

3. Слаборазвитая

Его ученик Четвернин сказал что есть одна правовая культура (западная), а все другие – не культуры. Только в ней (западной культуре) реализован принцип формального равенства.

3. Деятельностная трактовка. Представитель: И.А. Иванников. Правовая культура – одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженных в правовых нормах, институтах, способности оценки данных явлений.

Недостатки подхода: правовая культура – не только деятельность.

4. Ценностная (аксиологическая) трактовка. Представитель: В.П. Сальников. Правовая культура – система идеальных и материальных правовых ценностей, создаваемых, реализуемых, передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. «Юридическое богатство». Сальников: «Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права». в понятие правовой культуры включаются исключительно положительные ценности.

5. Семиотическая концепция. Сформировалась в неклассической науке. В центре этой концепции человек, который обладает исключительной особенностью создавать тексты для взаимопонимания и взаимодействия. Представители: Разуваев, И.Л. Честнов, А.В. Поляков. Правовая культура имеет текстуальную и коммуникативную природу. Разуваев: «Правовая культура – процесс создания, обмена и хранения правовых текстов, как вербальных (словесных), так и не вербальных (процесс поведения людей). Честнов называет свой подход «антропологическим». В его понимании правовая культура – постоянно воспроизводящаяся правовая реальность, существующая в знаково-символических формах, опосредующих и определяющих специфику человеческого взаимодействия.

Подход Полякова: правовая культура – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию, хранению, трансляции.

Подход Тимошиной: правовая культура – система по созданию, хранению и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально-значимую информацию.

Тексты правовой действительности:

1. Правовые тексты (источники права)

2. Тексты, которые в прошлом существовали в качестве правовых – памятники права.

3. Акты реализации субъективных прав и обязанностей.

4. Научные тексты о праве (правовые концепции).

5. Тексты правовой идеологии.

6. Тексты правовой психологии.

Тексты правовой действительности могут обладать как положительной, так и отрицательной ценностью. К положительной можно отнести источники права, господствующая в обществе правовая идеология, правомерное поведение субъектов правовой культуры. К отрицательным – правонарушающие действия субъектов, несправедливые законы, отрицательная правовая идеология. Отрицательные образуют периферию правовой культуры, а положительные – ее ядро (центральную зону правовой культуры).

В центральную зону входят доминирующие базовые общесоциальные ценности, которые определяют позитивные правовые ценности.

Базовые ценности обеспечивают целостность, стабильность, устойчивость, обособление правовой культуры от других правовых культур.

На периферии образуются субкультуры – правовые культуры, установленные социальными группами, которые различаются своим отношением к базовым ценностям культуры.

Классификация правовых субкультур:

1. Профессиональные

2. Конфессиональные

3. Этнические

4. Маргинальные (суб. неадаптированные).

5. Делинквентные (отрицающие базовые ценности правовой культуры)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.