Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели местных бюджетов в 2002–2005 гг




  2002 г. (отчет) 2003 г. (отчет) 2004 г. (оценка) 2005 г. (прогноз)
Доходы — всего 713,2 842,0 841,4 911,8
в том числе:        
отчисления от бюджетов других уровней 289,3 351,3 359,3 398,9
в % к общей сумме расходов 40,6 41,7 42,7 43,7
Расходы — всего 731,4 866,9 878,0 958,5
Дефицит (—), профицит (+) —18,2 —24,9 —36,6 —46,7
в % к сумме расходов 2,5 2,9 4,2 4,9

Местные органы власти не получили реальной возможности формировать бюджетные доходы в необходимых объемах: доходная часть местных бюджетов в значительной мере формируется за счет различных видов финансовой помощи. Удельный вес отчислений из бюджетов других уровней, составлявший в 2002 г. 40,6%, по прогнозу на 2005 г. повышается до 43,7%. Необходимо также учитывать, что подавляющая часть налоговых доходов (отчислений от регулирующих федеральных и региональных налогов), отнесенная в соответствии с Бюджетным кодексом к собственным доходам местных бюджетов, может считаться таковой с большой долей условности. В результате за счет отчислений от регулирующих налогов формируется до 80% и более налоговых доходов местных бюджетов, размер минимальных отчислений от которых на практике нередко пересматривается не только при принятии бюджета соответствующего субъекта Федерации на очередной финансовый год, но и в течение финансового года.

До последнего времени нередкой была и такая практика, при которой размер индивидуальной доли, закрепляемой за местным бюджетом на постоянной основе, устанавливался органами государственной власти субъекта Федерации не на основе фиксированной формулы (единой для всех муниципальных образований методики и единых данных базового года), а с «учетом индивидуальных особенностей территорий», фактически же — на субъективной основе. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов.

Таким образом, несмотря на некоторый прогресс в реформировании системы межбюджетных отношений, вопрос о ее дальнейшей структуризации остается достаточно актуальным. Наиболее острой проблемой, требующей своего решения, причем не только на местном, но и на региональном уровне, является проблема бюджетного вертикального и горизонтального выравнивания (сбалансированности).

С этой проблемой тесно связана проблема дотационности территорий. Сохранение небольших, хотя и постоянно выделяемых трансфертов позволяет поддерживать лишь минимальный уровень социальных стандартов, т. е. минимальный уровень государственных социальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации каждому гражданину страны независимо от конкретной территории его проживания. Однако эта форма государственной поддержки, которая для регионов, как известно, является основной, не ставит своей целью финансовое оздоровление предприятий, расположенных на территории того или иного региона, наращивание его производственного потенциала, на базе которого единственно и возможно преодоление отсталости и дотационности регионов.

В 2001–2003 гг. начался новый этап развития системы межбюджетных отношений, связанный с подготовкой и проведением реформы федеративных отношений и местного самоуправления.

Основные направления реформирования системы межбюджетных отношений и обоснование такого реформирования изложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на пери од до 2005 г., одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584, а также в Концепции разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления. 20 августа 2004 г. был принят Закон № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», предусматривающий внесение в Бюджетный кодекс РФ поправок по следующим направлениям:

· уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;

· уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· установление порядка разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· регулирование предоставления межбюджетных трансфертов;

· установление порядка временного осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления органами государственной власти других уровней.

Необходимые изменения, направленные на уточнение налоговых полномочий федеральных и региональных органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации, были также внесены в Налоговый кодекс РФ.

Вопрос 4 – Формирование доходов органов местного самоуправления

Доходы местных бюджетов по своему экономическому содержанию представляют собой денежные средства, поступающие в безэквивалентном и безвозмездном порядке в распоряжение органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций. Наличие собственной устойчивой доходной базы местного бюджета является главным условием успешного развития муниципального образования.

Доходы местных бюджетов могут формироваться из трех основных источников: 1) собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, пред приятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности; 2) государственных средств, передаваемых федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления в виде финансовых ресурсов и доходных источников, а также прав, установленных законодательством; 3) заемных средств.

Соотношение этих основных источников в структуре доходов местных бюджетов характеризует степень автономности (финансовой независимости) органов местного самоуправления. Преобладание в доходах местных бюджетов первой и третьей группы источников, как правило, свидетельствует о высокой зависимости местных органов власти от решений органов государственной власти и кредитных учреждений, а соответственно и об ограниченных возможностях местного самоуправления в маневрировании финансовыми ресурсами. Устойчивость местных бюджетов в значительной мере зависит от собственной финансовой деятельности местного самоуправления, финансового состояния предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию собственных источников финансовых ресурсов.

В составе собственных доходов различают налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся местные налоги и сборы (полностью или частично закрепленные за местным уровнем бюджетной системы) и отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В действовавшем Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в состав местных налогов входило двадцать три налога, два из которых были установлены для муниципальных образований, находящихся в курортных зонах. С принятием Налогового кодекса РФ количество местных налогов было сокращено до пяти (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы). С 1 января 2005 г. к местным налогам отнесены только два налога: земельный и налог на имущество физических лиц (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ).

В состав регулирующих налогов включаются федеральные, региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местный бюджет на очередной финансовый год или на долговременной основе. Нормативы отчислений ежегодно утверждаются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы или распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Неналоговые доходы муниципальных образований включают:

· доходы после уплаты всех налогов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

· часть прибыли муниципальных унитарных предприятий и иных обязательных платежей в размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления;

· штрафы, суммы конфискаций и иные средства принудительного взыскания.

В Российской Федерации в 2004 г. сложилась следующая структура доходов территориальных бюджетов (табл. 24).

Таблица 24




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.