Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Структура политической социологии и её функции




Политическая социология – это наука (отрасль социологии) о закономерностях, путях, формах и механизмах взаимодействия социального и политического, социальной и политической систем и их структур.

Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т. п.

Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре её внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества. В содержание объекта изучения данной отрасли социологии включаются: а) политические группы и объединения; б) политические институты и организации; в) политическая культура (политические ценности и нормы, политические идеи, концепции, идеала, обычаи и традиции); г) политические интересы; д) политические связи, действия, взаимодействия и отношения; е) политическое сознание; ж) политические процессы и движения и др. Главным объектом изучения политической социологии были и остаются политические системы обществ как институциональные механизмы политики и их основные звенья – государства.

В отличие от других политических наук, политическая социология исследует социальные аспекты политики, связанные с взаимодействием политики и социума, политического и социального. Изучать политику с позиций социологии – это значит рассматривать её сквозь призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом, отражения в политике личных, групповых и общественных интересов, политического сознания и политического поведения личности и социальных групп и т. д.

Следует подчеркнуть, что употребление термина “политическая социология”, “политическая наука”, до настоящего времени не приобрело строгой определённости. В США, например, термин “политическая социология” употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину “политическая социология”, а термин “политология” используют редко.

Общественно-политические науки, имея один и тот же объект, различаются по предмету исследования. В этом смысле политическая социология отличается от политологии, хотя в теоретико-методологическом, категориально-понятийном планах, а также по объекту, они весьма сходны. Отличие – в предмете изучения. Политология в основном изучает лишь одну сферу – политическую, один вид политики – “политическую политику”, то есть отношения, связанные с государственно-административной властью, её завоеванием, удержанием, использованием. Политическая социология изучает политику через её взаимодействие со всеми относительно автономными сферами жизни – экономической, социальной (в том числе – национально-этнической, демографической, экологической и т. п.), политической и духовной.

Предметом политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов.

2. Основой политической социологии, как и общей социологии, отличающей названные дисциплины от других общественных наук, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования, а именно – использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение в реализации этих методов политическая социология придает следующей совокупности форм и норм: диалог, учет интересов сторон и социальной психологии людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус.

Широко используются политической социологией и общенаучные, междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа; моделирование, математические методы.

 

3. Политическая социология в целом изучает четыре уровня социально-политических отношений:

1. Общий политико-социологический уровень, означающий изучение общих законов функционирования социально-политических систем, политической деятельности, взятых в их целостности.

2. Страноведческий уровень, описывающий и анализирующий социально-политические отношения отдельных стран.

3. Процессуальный уровень, ориентированный на изучение отдельных социально-политических процессов и видов политической деятельности, к примеру, изучение избирательных кампаний.

4. Аналитический уровень конкретных социологических исследований, выявления и анализа общественного мнения.

Исходными ключевыми понятиями, более того, концептуальной основой для политической социологии являются категории “Общество”, “Политика”, “Социально-политические действия и отношения”.

Возрастающая роль политической социологии в современных условиях российского общества определяется следующими факторами:

1. Вхождение в рыночную экономику, создание политических структур, соответствующих ей.

2. Умножение числа объектов и субъектов политических отношений, усложнение их содержания и структуры.

3. Необходимость формирования политической культуры личности и общественных групп.

4. Повышение роли личности в политике, в выполнении гражданских обязанностей.

1. Уровни социально-политического знания.

2. Основные проблемы политической социологии.

3. Функции политической социологии.

 

1. Поскольку политическая социология является отраслью социологического знания, она представляет собой определённый вид специальных социологических теорий. Помимо фундаментальной взаимосвязи с общесоциологическими теориями, она взаимодействует со "сквозными" теориями среднего уровня (т.е. пронизывающими все отрасли социологического знания), другими науками, изучающими политику (политология, политическая история, политическая география, политическая психология и т.д.), и служит основой для получения эмпирического знания об интересующих её объектах.

Эмпирическое знание, в свою очередь, нельзя рассматривать как обособленную, независимую от теоретической части область социологии (хотя оно имеет определённую самоценность), т.к. в данном случае оно составляет базу данных об объектах, входящих в предметно-объектую область политической социологии. Помимо этого, значительная часть эмпирических данных получена в результате проверки тех или иных теоретических положений и не может быть адекватно понята вне контекста последних. Отсюда напрашивается вывод: эмпирическое знание является неотъемлемой частью политической социологии.

Таким образом, в структуре политической социологии можно выделить два уровня политического знания: теоретический и эмпирический.

На теоретическом уровне формулируются частные политико-социологические теории о политической жизни общества, отдельных элементов общества, основу которых составляют:

1) законы поведения и мышления людей, выявленные фундаментальными общесоциологическими теориями (приложение к изучению конкретных политических объектов, теоретических построений одной или нескольких фундаментальных теорией);

2) теоретические положения других политических наук, несущих в себе знания о политике и политических отношениях;

3) закономерности в мышлении и поведении людей, включённых в определённые социальные образования (концепции "сквозных теорий");

4) собственные политико-социологические гипотезы, разработанные на основе обобщения специфических особенностей в политической деятельности индивидов и социальных групп;

5) рабочие гипотезы, возникающие в ходе конкректно-социологических исследований в результате выявления новых факторов, влияющих на политическую практику людей.

Эмпирический уровень представляет собой систематизированный в соответствии с определёнными теоретическими концепциями фактический материал, источником которого являются:

1) целенаправленные социологические исследования политики и политических отношений в конкретных обществах;

2) эмпирические базы данных других общественных наук и отраслей социологического знания;

3) собственный опыт исследователя, а также транслируемый социальный опыт, усвоенный им в результате социализации.

 

2. Проблематика политической социологии широка и разнообразна – от политической социализации личности до взаимодействия общества и политики. Отметим некоторые основные проблемы политической социологии.

Центральное место в политической социологии занимают общие проблемы взаимоотношения общества, политической власти и политики: место и роль политической подсистемы общества и её взаимоотношение с другими подсистемами (экономической, социальной, духовно-идеологической), а также с внешними по отношению к данному обществу системами (например, с природой – экологическая политика; с другими государствами и их объединениями и миром в целом – внешняя политика); политика как социальный институт; власть и политика; политика и социальная стратификация; легитимность политической власти, пути её достижения и определения; сущность политической культуры и её роль как особой ценностно-нормативной системы в обеспечении нормативного функционирования общества, его интеграции и сохранении целостности и др. Другой блок проблем политической социологии связан с социологическим анализом политической системы и механизма её действия. Такой анализ означает, что эта система исследуется не только и не столько с позиций изучения внутреннего взаимодействия её структур, сколько в плане выявления воздействия на неё и её функции социальных основ общества и социальной роли функционирования политической системы. Здесь особенно важно то, что последняя не сводится только к государству, но и включает в себя политические партии, общественные организации и движения, а также сложившуюся в обществе систему голосования по выборам государственных органов, благодаря которой более или менее широкие массы народа принимают непосредственное участие в политике. Важными политико-социологическими проблемами в этой области являются и вопросы формирования и взаимодействия гражданского общества и правового государства; а также исследование социальных аспектов различных государственных форм.

Наконец, третьей группой проблем политической социологии являются вопросы политической социализации личности и политического поведения. Здесь на первый план выдвигаются проблемы сущности, содержания и особенностей политической социализации, места и роли в ней семьи, школы, групп сверстников, государства, общественных организаций и движений, средств массовой информации и других агентов политической социализации, пути и средств усвоения политической культуры на различных этапах социализации, утверждения и развития нормативного политического мышления и поведения, его различных типов, уровня политической активности, особенно электората в период выборов, а также в условиях социальных, политических и иных кризисов и конфликтов.

 

3. Отметим следующие основные функции политической социологии как учебной дисциплины: мировоззренческую, познавательную, воспитательную, практически-политическую.

Мировоззренческая функция политической социологии – внедрение нового политического мышления в сознание каждого человека, в особенности – политического руководителя. Необходимо глубокое осознание каждым таких принципов, как приоритет общечеловеческих ценностей, интересов над групповыми (классовыми, национальными, религиозными и т. п.), отрицание насилия как формы социально-политического прогресса, признание за каждым народом свободы социального и политического выбора. Отстаивать свободу выбора – значит признавать многовариантность развития, политических решений, проявлять терпимость к иным точкам зрения, уважение интересов другого, если они укладываются в пределы законности.

Познавательная функция. Политическая социология даёт набор знаний, необходимых для профессиональных, полупрофессиональных и тем более непрофессиональных политиков, описывая и объясняя политический процесс, прогнозируя тенденции его развития. В ряде западных стран все важнейшие правительственные решения, процедуры проведения их в жизнь подготавливаются и реализуются только в результате согласования с последними достижениями политической науки.

Воспитательная функция. Политическая наука оказывает огромное влияние на процесс распространения политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний. Эта задача стоит и перед нашим обществом, переживающим столь бурные перемены.

Практически-политическая функция. В системе обществознания политическая социология наиболее приближена к разносторонней реальной практике, к преобразующей или консервативной деятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Изучая взаимодействие политики с различными сферами, политическая социология решает практическую задачу поиска и определения наиболее оптимальной модели социально-политического устройства общества и социально-политического прогресса.

Выводы и рекомендации политической социологии имеют непосредственный выход в практику. Если строго следовать этим выводам, то можно рассчитывать на правильное осмысление сложных процессов и тенденций в обществе, а в связи с этим на правильное решение практических политических вопросов.

 

 

Тема 3. Политика как социальный институт

1. Понятие политики и властных отношений.

2. Политическая власть и ее типы.

3. Институционализация политической жизни.

 

1. Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это – публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.

Политика – это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, например, в родоплемённом, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально-политическое регулирование.

Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;

2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.

Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.

 

2. Политика – это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть – это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.

Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект – это непосредственные носители, агенты власти. Субъект – её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный – политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.

Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется прежде всего политической культурой населения.

Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей – важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта. Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.

Субъект и объект – два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.

Политическая власть характеризуется следующими чертами:

1) легальностью использования силы в пределах государства (только за ним признаётся право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни). Политическая власть отличается от банды разбойников тем, что её насилие легитимно – признано и принято большинством членов общества;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти; способностью руководить общественными процессами;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (власть распространяется на всё общество в целом);

4) моноцентричностью (наличием единого центра принятия решений, многообразием ресурсов). Политическая власть использует как принуждение, так и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Каждая политическая система, чтобы сохранить своё существование, должна быть легитимной, признанной участниками такой системы. Таким образом, требование легитимной власти становится обычной социальной нормой.

Типологии власти разнообразны. В зависимости от мотивов подчинения различают:

- традиционную власть – в её основе лежит всеобщая убеждённость в нерушимости, святости установленных традиций. Власть правителя опирается на неписаные законы, она – священна. Например, вожди и монархи обладали традиционной властью. Подчинение их власти оправдывалось формулой «так было от века». Такая власть обычно основывается на праве наследования. И часто наследуемая власть правителя практически неограниченна;

- харизматическую власть – основывается на признании авторитета, на господствующую веру в величие, святость, героизм, превосходство одного лица над всеми. Такая власть часто проявляется в образе отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно. Харизматический лидер признаётся всеми как человек, которого судьба, законы общественного развития, Бог наделили необычным даром и подвигли на руководство обществом. Но харизматическая власть недолговечна, она либо рушится, либо трансформируется;

- рациональную власть. В её основе лежит убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти. Права и обязанности руководителей, как правило, закрепляются в конституциях и законах, опирающихся на общее согласие с их содержанием. Руководящий принцип рационального типа политической власти – «господство закона, а не людей». Такой тип характерен для многих индустриальных обществ и реализуется в демократическом обществе.

В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, выделяют:

- экономическую власть – представляет собой контроль над экономическими ресурсами, собственностью, материальными ценностями, предполагает способность распределения материальных благ;

- социальную власть – основана на распределении позиций (статусов, должностей, льгот и привилегий) по социальной лестнице;

- культурно-информационную власть – осуществляется с помощью научных знаний, информации и средств их распределения;

- принудительную власть – контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

При классификации по функциям выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть; по характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др.

 

3. Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институционализации. Эта институционализация начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые должны управлять обществом. Одновременно формируется нормативно-правовая система, которая отвечает за регулирование степени ответственности этой группы, а также система ответственности населения перед государством – гражданская ответственность. Для поддержания нормативного порядка создается надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписаний норм и правил. Со временем сложившийся политический институциональный порядок входит в привычку.

Институционализация политической власти – естественный процесс. Она основана на результате действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них. Институционализация – это отбор правил взаимодействия из множества других.

Итогом институционализации является устойчивый механизм, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных отношений. В ходе институционализации политическая власть приобретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, позволяющими каждому человеку определить в них свое место.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.