Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смоленск, 2002

КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Лекция

КРАТКИЙ ИСТОРИКО-

 

 

Цели:

- познакомить с различными методами обучения чтению;

- раскрыть особенности наиболее важных в истории обучения чтению.

 

Современная методика обучения чтению унаследовала лучшие традиции, ценный опыт передовой методики прошлого. Основы методики обучения чтению были разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал так же в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и художественных произведений, разработал принципы проведения беседы в зависимости от жанра произведения, дал конкретные указания о специфике работы над баснями и произведениями фольклора. Огромную роль в занятиях по чтению он отводил наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать при чтении наглядность, считая ее основным принципом обучения родному языку. Ушинский составил для учащихся книгу «Родное слово», где поместил «Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка». В своей работе великий педагог

- раскрывает значение родного языка в первоначальном обучении;

- излагает методику организации и проведения первых занятий языком;

- доказывает необходимость наглядного обучения;

- излагает методику проведения звуковых упражнений, подготавливающих к чтению.

Методическая система Ушинского получила название объяснительное чтение. В современной школе она широко используется для работы над научно-познавательной литературой. Мысли К.Д. Ушинского о введении новых систем интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность, разделялись передовыми педагогами его времени: В.И.Водовозовым, В.Я.Сторпиным, Д.И.Тихомировым и др.

Д.И.Тихомиров разработал конкретные указания к разбору статей, изложил методику работы над выработкой навыка сознательного чтения, описал последовательность работы над частями произведения и выяснением его главной мысли. Впервые высказал мысль о необходимости проведения обобщающих уроков.

Большую роль в развитии методики объяснительного чтения сыграл В.П.Вахтеров. Он выпустил книгу «Мир в рассказах для детей», где собраны художественные произведения и научно-популярные статьи интересного содержания. В его системе особенно ценными были указания о роли наглядности при чтении, о значении подготовки к восприятию текста. Им была разработана методика предметных уроков.

Но формированию стройной, научно обоснованной методики чтения мешало немало причин, в том числе непонимание и неверное понимание задач чтения. В частности, некоторые, так называемые «Словотолкователи», считали самым важным сообщить детям как можно больше сведений из разных областей знаний путем бесед о значении отдельных слов.

С течением времени были определены задачи и цели уроков чтения: воспитание активного, сознательного читателя, умеющего работать с книгой. В методике 30-50 гг. ХХ в. сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнению с научно-деловой статьей, предполагая поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения, по частям с последующим обобщением, методическую работу над развитием речи.

В 60-70 гг. были внесены изменения в содержание классное чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше творческих, развивающих умение высказать собственное мнение по поводу прочитанного; работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями; разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению для обучения 1-3 и созданы программы для обучения 1-4. Авторы программы и новых книг для чтения В.Г.Горецкий, Л.Ф.Клименова, З.И.Романовская и др. провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, воспитательную значимость. Разработаны методические положения, определен подход к анализу художественного произведения.

Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания являются тематика упражнения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание уделяется приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой. С учетом познавательной ценности, художественного совершенства и воспитательной значимости художественной литературы разработаны методические положения, определяющие подход к анализу произведения. Такой метод в современной методике получил название литературно-художественное чтение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Термины и определения. Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования | Введение. Дисциплина «Основы сестринского дела»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.