Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы дисциплины и внутридисциплинарные (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

Уровень усвоения компетенций: базовый

Студент должен знать:

· причины и механизмы типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

· методы анализа медицинской информации и принципы доказательной медицины;

· основные

· закономерности структурно-функциональной организации физиологических систем, основные биохимические процессы, происходящие в живых организмах, особенности строения организма человека, законы химии, биохимии, физколлоидной химии и физики

· базовые понятия, теоретические подходы и общие представления патологических процессов в организме человека;

Студент должен уметь:

· проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных, экспериментальных, других данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней), принципах и методах их выявления, лечения и профилактики;

· находить массив современной информации по заданной теме и выделять из нее основные положения

Студент должен владеть:

· навыками осмысления методологии естественно-научных дисциплин применительно к патофизиологии, используя знания в области биологии, химии и физики;

· навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;

· навыками систематизации информации по отдельным вопросам темы

ИСТОКИ: биохимия, биология с основами генетики, нормальная физиология, микробиология

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

1. Факторы, обеспечивающие целостность орга­низма. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, клеточ­ные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры) и их физико-химичес­кие и физиологические свойства.

2. Виды наследования, законы наследования признаков. Понятие генотипа, фенотипа, гена, хромосомы.

3. Мутагены. Виды мутагенов.

4. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ И СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

№ п\п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения
ТемаПатогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология
  Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика +
  Эпидемиология +
  Офтальмология +
  Оториноларингология +
  Дерматовенерология +
  Акушерство и гинекология +
  Педиатрия +
  Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия +
  Психиатрия, медицинская психология +
  Судебная медицина +
  Медицинская реабилитация +
  Факультетская терапия, профессиональные болезни +
  Госпитальная терапия, эндокринология +
  Инфекционные болезни +
  Фтизиатрия +
  Поликлиническая терапия +
  Общая хирургия, лучевая диагностика +
  Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия +
  Факультетская хирургия, урология +
  Госпитальная хирургия, детская хирургия +
  Профессиональные дисциплины +
  Онкология, лучевая терапия +
  Травматология ортопедия +
  Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения +

Основные этапы лекции

Название этапа (раздела лекции) Развернутый план Время
1. Организационный этап Отметка присутствующих студентов. Выяснение причин отсутствия студентов на очередной лекции.  
2. Тема и план лекции Тема:Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды. Реактивность и резистентность организма. Их значение в патологии. Наследственность, изменчивость и патология  
3. Патогенное действие фвакторов внешней и внутренней среды. Виды патогенных факторов. Механизм их действия. Ха­рак­те­ри­сти­ка по­ня­тий: чув­ст­ви­тель­ность, раз­дра­жи­мость, ре­ак­ция, ре­ак­тив­ность, ре­зи­стент­ность.  
4. Ви­ды ре­ак­тив­но­сти Ви­ды ре­ак­тив­но­сти: ви­до­вая, груп­по­вая, ин­ди­ви­ду­аль­ная; фи­зио­ло­ги­че­ская и па­то­ло­ги­че­ская; спе­ци­фи­че­ская (им­мун­ная) и не­спе­ци­фи­че­ская. При­ме­ры раз­лич­ных ви­дов ре­ак­тив­но­сти. Ме­то­ды оцен­ки спе­ци­фи­че­ской и не­спе­ци­фи­че­ской ре­ак­тив­но­сти у боль­но­го.  
5. Фор­мы ре­ак­тив­но­сти Фор­мы ре­ак­тив­но­сти: нор­мер­гия, ги­пе­рер­гия, ги­по­ер­гия, ди­зер­гия, анер­гия. При­ме­ры.  
6. Ре­зи­стент­ность ор­га­низ­ма Ре­зи­стент­ность ор­га­низ­ма: пас­сив­ная и ак­тив­ная, пер­вич­ная и вто­рич­ная, спе­ци­фи­че­ская и не­спе­ци­фи­че­ская. Взаи­мо­связь ре­ак­тив­но­сти и ре­зи­стент­но­сти.  
7. Фак­то­ры, влияю­щие на ре­ак­тив­ность и ре­зи­стент­ность ор­га­низ­ма     Кон­сти­ту­ция ор­га­низ­ма ¾ ос­но­ва его ре­ак­тив­но­сти. Оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия «кон­сти­ту­ция ор­га­низ­ма». Клас­си­фи­ка­ция кон­сти­ту­цио­наль­ных ти­пов. Влия­ние кон­сти­ту­ции на воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие за­бо­ле­ва­ний. Осо­бен­но­сти фи­зио­ло­ги­че­ских и па­то­ло­ги­че­ских про­цес­сов у лю­дей раз­лич­ных кон­сти­ту­цио­наль­ных ти­пов. Об­мен ве­ществ и ре­ак­тив­ность. Роль нерв­ной сис­те­мы в фор­ми­ро­ва­нии ре­ак­тив­но­сти и ре­зи­стент­но­сти. Влия­ние на ре­ак­тив­ность и ре­зи­стент­ность ор­га­низ­ма эн­док­рин­ной сис­те­мы. Функ­ция эле­мен­тов со­еди­ни­тель­ной тка­ни и ре­ак­тив­ность. Зна­че­ние воз­рас­та, по­ла в фор­ми­ро­ва­нии ре­ак­тив­но­сти и ре­зи­стент­но­сти. Роль фак­то­ров внеш­ней сре­ды  
8. Наследственность и изменчивость Понятия наследственности и изменчивости. Виды изменчивости. Основные виды мутаций. Генные мутации. Виды генных болезней в зависимости от типа наследования. Виды хромосомных мутаций и болезней. Виды наследственной патологии.  
8. Заключение Подведение итогов лекции, выводы, обобщение  

 

Контрольные вопросы к лекции

1. Реактивность и резистентность. Определение понятий. Критерии реактивности (Приложение 1)

2. Виды, формы реактивности, их характеристика.

3. Факторы, определяющие реактивность: роль ге­нотипа, возраста, пола, конституции.

4. Значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.

5. Влияние факторов внешней среды на реактив­ность организма. Понятие об этиологии. Роль причин и условий в возникновении заболеваний.

6. Показатели реактивности, их характеристика

7. Влияние факторов внешней среды на реактив­ность организма. Особенности реактивности че­ловека; роль социальных и экологических фак­торов.

8. Патологическая реактивность. Определение по­нятия. Характеристика.

9. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

Приложение 1

КРИТЕРИИ РЕАКТИВНОСТИ

Системы   Критерии  
Центральная нервная система   - соотношение процессов возбуждения и торможения, их сила уравновешенность, скорость смены; - скорость, сила и качество выработки и реализации условных рефлексов      
Периферическая нервная система   - сила и скорость соматических рефлексов  
Вегетативная нервная система   - сила и скорость реакций симпатической и парасимпатической нервной системы  
Эндокринная система   - концентрация гормонов в крови и моче; - количество рецепторов к гормонам на клетках-мишенях; - соотношение гормонов АКТГ/СТГ и ГКС/МК  
Иммунная система   показатели клеточного иммунитета: - общее количество лимфоцитов; - количество Т-, В- и 0-лимфоцитов, Ти,Т$, - соотношение Тн/Т3; - активность реакций бласттрансформации лимфоцитов; показатели гуморального иммунитета: — концентрация иммуноглобулинов А, М, С, Е, 0  
Барьеры   - целостность кожи и слизистых, их бактерицидные свойства; - состав и кислотность желудочного сока; - концентрация лизоцима в биологических жидкостях; - количество и функция фагоцитов (фагоцитарный индекс и фагоцитарное число, НСТ-тест); - интенсивность лихорадочной реакции  

 

 

Использованная литература.

1. Атлас по патофизиологии, В.А. Войнов, М:. МИА, 2007 г.

2. Патология в 2-х томах: учебник / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1024 с.

3. Патология. /под ред. Черешнев В.А., Давыдов В.В.- М.-2006.-1100с.

4. Патофизиология: учебник: в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 2. - 640 с.: ил.

5. Патофизиология в 3-х томах: учебник/под ред. Воложин А.И., Порядин Г.В. – М.-2006.- 256с.

6. Патофизиология. Основные понятия / под ред. А.В. Ефремова: учеб. пос. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

7. Патофизиология. Т.2. – Патохимия: учебник /под ред. Зайчик А.Ш. – СПб – 2007 (и 2000). – 768 с.

8. Патофизиология: учебник / Литвицкий П.Ф. - 4-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.

9. Интернет-ресурс по теме лекции

10. электронная библиотека«Консультант студента» www/studmedlib/ru

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для преподавателя | Понятие финансового потока и его характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.