Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Анализ деятельности гостиничного предприятия




Экономический анализ хозяйственной деятельности гостиничного предприятия — это комплексное изучение его рабо­ты с целью объективной оценки достигнутых результатов, по­вышения эффективности хозяйствования, обеспечения конку­рентоспособности, повышения качества обслуживания. Анализ деятельности туристского предприятия охватывает все его сто­роны и определяет влияние условий, в которых эта деятель­ность осуществляется.

Принципы анализа: государственный подход, научность, ком­плексность, системность, объективность, действенность, своевременность, достоверность, сопоставимость показателей, эффек­тивность.

Основными источниками информации для анализа являют­ся: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложение к балансу (форма № 5); пояс­нительная записка; специальные отчеты в бюджетные и вне­бюджетные фонды; данные оперативного учета и статистичес­кой отчетности; аудиторское заключение.

Агрегированный баланс отражает в стоимостном выражении состав и источники имущества, денежных средств, задолженности и обязательств предприятия.

В состав агрегированного баланса входят:
Активы
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы - это финансовые вложения, инвестиции организации в доходные активы, т. е. вложения денежных средств в уставный капитал других организаций, в ценные бумаги, а также предоставление займов другим организациям. По временному признаку финансовые вложения подразделяют на долгосрочные (сроком более года) и краткосрочные (менее года).
Основные фонды производственного и непроизводственного назначения – это принадлежащие предприятию земля, здание, сооружение, оборудование, используемые более года.
II. Оборотные активы
Оборотные активы (складские запасы сырья, готовой продукции, денежные средства) используются в текущей производственной деятельности организации в основном менее года и практически полностью переносят свою стоимость на новый вид оборотных средств.
Дебиторская задолженность (нам должны) - это долги по расчетам других юридических и физических лиц данной организации. Например, это:

·задолженность покупателей за приобретенную, но неоплаченную продукцию;

·задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные средства;

·задолженность по полученным векселям, по выданным авансам и т. д.


Пассивы
III. Капитал и резервы
Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения их стоимости, а также за счет превышения продажной цены собственных акций над их номинальной стоимостью.
Резервный капитал создается за счет отчислений из прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при недостаточности прибыли.
Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученная от всех видов деятельности за отчетный период.
Специальные фонды - совокупность накопленных денежных средств. Формируются за счет отчислений из прибыли и используются на следующие цели:

·расширение производства, т. е. на приобретение новых внеоборотных активов - фонд накопления;

·потребление, т. е. на выплату дивидендов владельцам предприятия – фонд потребления;

·расширение социальной сферы - фонд социальной сферы.


IV. Долгосрочные пассивы

·Кредиты банков и прочие займы

·Прочие долгосрочные пассивы


Займы - это полученные от других организаций денежные средства под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций, облигаций организации.

V. Краткосрочные пассивы

·Заёмные средства

·Кредиторская задолженность

·Прочие пассивы, включая обязательства перед бюджетом, по расчетам с работниками и т. д.


Кредиторская задолженность (мы должны) - это задолженность данного предприятия другим юридическим и физическим лицам.
Кредиторы — заимодатели. Кредиторов, задолженность перед которыми возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.
Финансирование и поступления - средства, полученные безвозвратно от других юридических лиц.
Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Самыми обобщенными признаками удовлетворительного финансового состояния предприятия являются следующие:

·итог баланса в конце отчетного периода увеличился по сравнению с началом, снижение итога баланса в отчетном периоде свидетельствует о снижении хозяйственного оборота;

·темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

·доля собственных оборотных средств - чистого оборотного капитала (Чистый оборотный капитал = Капитал и резервы – Внеоборотные активы) - в общем объеме оборотных средств в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

·удельный вес собственного капитала в валюте баланса и темпы его прироста за отчетный период больше удельного веса заемного капитала и темпов его прироста за тот же период;

·темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы.

 

Основные показатели анализа деятельности гостиничного предприятия:

Результативность бизнеса характеризует целая группа пока­зателей рентабельности.

Рентабельность (от немецкого rentabel - доходный, выгодный, прибыльный) – это показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Различают три вида рентабельности:

·инвестиций (капитала);

·производства;

·продукции.


Рентабельность инвестиций (капитала) – это показатель эффективности инвестиций, затраченного капитала: чистая прибыль, деленная на объем инвестиций, затраченного капитала, включая и долгосрочные займы.
Рентабельность производства - экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием собственных и привлеченных производственных ресурсов.
Рентабельность продукции/услуг - отношение прибыли от реализации продукции к затратам, понесенным на ее производство и распределение.
В основе определения рентабельности лежат коэффициенты рен­табельности, т.е. отношение прибыли (чаще всего в расчет пока­зателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затра­ченным средствам, или к активам предприятия, или к выручке от реализации. Для определения рентабельности как таковой коэффициенты рентабельности умножают на 100%.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:
1. Коэффициенты рентабельности инвестиций (капитала):
1.1. Коэффициент отдачи на общие активы (ROA от англ. Return on Total Assets), который рассчитывается по формуле:
ROA = (ЧП + ПР) / ОА,
где ЧП—чистая прибыль,
ПР—расходы по выплате процентов по займам,
ОА - общие активы по балансу.

Суммирование в числителе чистой прибыли с процентными выплатами отражает тот факт, что эффективность использования ресурсов не должна зависеть от метода финансирования приобретения активов. Другими словами процентные выплаты рассматриваются как возврат заимодателям прибыли на предоставленную ими часть активов. Чем выше значение показателя, тем лучше финансовое положение фирмы. Для РФ значение данного показателя должно быть не менее 25 — 30%.
1.2. Коэффициент рентабельность на вложенный капитал активы (ROI от англ. Return on Investments),
РВК=(ВК * УДВК)/(СЕД * ОРНАТ),
где РВК — рентабельность на вложенный капитал;
ВК — вложенный в данное производство капитал;
УДВК— уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;
СЕД - себестоимость единицы продукции;
ОРНАТ - объем реализации в натуральном выражении.
Пример. Для производства продукции необходимо в соответствии с инвестиционным проектом вложить 800 тыс. руб. с уровнем доходности этих вложений 30%. Ожидаемая себестоимость единицы выпускаемой продукции — 100 руб., объем реализации — 6000 штук.
Следовательно, рентабельность на вложенный капитал составит:
Р = (800 тыс. руб. * 0,3) / (0,1 тыс. руб. * 6000 шт.) * 100 = 40%;
прибыль на единицу продукции: 100 руб. * 0,4 = 40 руб.;
минимальная цена: 100 руб. + 40 руб. = 140 руб.

В этих условиях выручка от реализации всего объема будет равна 840 тыс. руб. (140 руб. * 6000 шт.), себестоимость — 600 тыс. руб. (100 руб. * 6000), прибыль от реализации — 240 тыс. руб. (840 тыс. руб. — 600 тыс. руб.), уровень доходности на вложенный капитал — 30% (240 тыс. руб. / 800 тыс. руб. * 100%), что и предусмотрено проектом.

1.3. Коэффициент отдачи на акционерный капитал. Коэффициент ROA не измеряет отдачу на активы, внесенные в компанию в качестве уставного (акционерного) капитала. Коэффициент отдачи на акционерный капитал (ROE от англ. Return on Equity) может быть и выше и ниже, чем ROA. Получение банковского кредита имеет смысл только в том случае, если доходы от них (ROE) будут выше выплачиваемых по долгам процентов. Если компания способна заработать доход от взятых в долг средств больший, чем процент, выплачиваемый заимодателям и держателям привилегированных акций, то коэффициент ROE будет выше, чем ROA. В противном случае, если ROE < ROA, это свидетельствует о серьезных проблемах с управлением фирмы. ROE может быть вычислен по формуле:
ROE = (ЧП — ПД) / АК,
где ЧП—чистая прибыль,
ПД— дивиденды,, выплачиваемые по привилегированным акциям,
АК — величина уставного (акционерного) капитала по балансу.
Если ROE снижается с ростом размеров акционерного капитала, это указывает на то, что дальнейший выпуск акций нецелесообразен.

1.4. Коэффициент дохода на обыкновенную акцию (EPS от англ. earning per share) является одним из наиболее часто используемых и рассчитывается на базе данных отчета о финансовых результатах и баланса по формуле:
EPS = (ЧП — ПД) / ЧА,
где ЧП - чистая прибыль,
ПД - дивиденды, выплачиваемые по привилегированным акциям,
ЧА - число акций, находящихся в обращении за балансовый период.

1.5 Коэффициент цены акции к доходам (ЦД) вычисляется по формуле:
ЦД = РЦ / EPS,
где РЦ - рыночная цена акции.

Он показывает, сколько должен заплатить инвестор должен заплатить за каждый доллар полученной прибыли. Это позволяет сравнить рыночную стоимость акций и получаемых от них доходов с такими же показателями других компаний, чтобы принять решение, куда вкладывать средства. Коэффициент ЦД значительно отличается в различных отраслях, так как представляет собой ожидания инвесторов, связанные с данной компанией. Высокие ЦД обычно имеют быстро растущие компании, более низкие значения - стабильные зрелые фирмы. Финансово устойчивые компании, имеющие потенциал для сохранения высоких доходов и в будущем, как правило, имеют более высокие значения ЦД, чем их конкуренты и среднее ЦД по отрасли.

2. Коэффициенты рентабельности производства:
2.1. Коэффициент оборота общих активов (ООА) показывает число оборотов общих активов для достижения величины объема продаж:
ООА = ВР / ОА,
где ВР — выручка от реализации,
ОА — общие активы по балансу.
В условиях Российской Федерации значение этого показателя должно быть не ниже 3. Его снижение с течением времени означает увеличение вероятности (только вероятности) банкротства бизнеса.

2.2. Коэффициент кредиторской задолженности к общим активам (ЗОА). Он рассчитывается по формуле:
ЗОА = ОЗ / ОА,
где ОЗ — общая кредиторская задолженность по пассивам;
ОА — общие активы.
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Текущее благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам. Кредиторская задолженность, как правило, составляет заметную долю текущих активов, и сокращение сроков оборачиваемости кредиторской задолженности положительно отражается на динамике показателей платежеспособности и ликвидности предприятия.
Так как этот коэффициент отражает степень защищенности кредиторов корпорации в случае ее ликвидации, то чем ниже ЗОА, тем выше безопасность кредиторов.

2.3 Коэффициент процентных выплат по займам (ПВ). Текущие выплаты процентов по займам обычно производятся из фондов, образованных текущими операциями. Коэффициент ПВ отражает связь между доходами и процентными выплатами и рассчитывается по формуле:
ПВ = (ЧП + ПР + НР) / ПР,
где ЧП—чистая прибыль,
ПР— расходы по выплате процентов за кредит,
HP— расходы по уплате налогов.
Коэффициент ПВ отражает способность предприятия производить выплаты процентов из текущих доходов. Нормальным значением для ПВ считается величина от 3 до 4.
Результаты анализа показателей рентабельности и использования оборотных средств в сочетании с анализом других вышеперечисленных факторов позволят выявить резервы и пути укрепле­ния финансовой состояния предприятия ИГиТ.

3. Коэффициенты рентабельности продукции/услуг
3.1. Коэффициент рентабельности продаж (ROS) - Return on Sales, который также называется маржей прибыли, вычисляется в процессе анализа отчета о финансовых результатах.
ROS = ЧП / ВР,
где ЧП - чистая прибыль,
ВР – выручка от реализации.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Он показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации. Чем выше этот коэффициент, тем лучше финансовое положение компании. Обычно отслеживается динамика данного показателя и его сравнение со среднеотраслевым уровнем.

3.2. Коэффициент рентабельности отдельных видов продукции/услуг (РОП) вычисляется по следующей формуле:
PОП = ЧП / СП,
где ЧП - чистая прибыль,
СП – себестоимость единицы продукции/услуг.
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Так, если прибыль — 20 руб., а себестоимость — 100 руб., то рентабельность составит 20%. Это означает, что цена на эту продукцию при данных условиях не должна быть меньше 120 руб. (20 + 100).

 

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется стабильным превышением доходов над расходами, возможностью свободного маневра денежными средствами, эффективностью использования денежных средств в процессе текущей (операционной) деятельности.
Финансовая устойчивость – это результат рационального управления собственными и заемными средствами. Собственные финансовые ресурсы включают:

· акционерный капитал;

· чистую (нераспределенную) прибыль;

· амортизационные отчисления.


Внешний признак финансовой устойчивости - платежеспособность, т.е. способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства. К показателям удовлетворительной платежеспособности можно отнести:

· наличие свободных денежных средств на расчетных, валютных и иных счетах в банках;

· отсутствие длительной просроченной задолженности поставщикам, банкам, персоналу, бюджету, внебюджетным фондам и другим кредиторам;

· наличие собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) на начало и конец отчетного периода.


Низкая платежеспособность может быть временной – случайной, преодолеваемой без тяжких последствий, и хронической - ведущей фирму к банкротству.
Важнейший аспект финансовой устойчивости – кредитоспособность. Кредитоспособным считается предприятие, отвечающее требованиям, необходимым для получения кредита и способное своевременно возвратить кредитору за счет собственных финансовых ресурсов взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов.

 

Уровень рентабельности – мера доходности бизнеса. Высокая доходность связана со значительным уровнем предпринимательского риска. Может оказаться, что гостиница в состоянии обеспечить достаточный уровень платежеспособности лишь за счет высокой доходности хозяйственных операций при высоком уровне предпринимательского риска. Это недопустимо. Вместо прибыли предприятие может понести существенные убытки и даже стать несостоятельным (неплатежеспособным).

Платежеспособность предприятия – такое состояние его финансовых возможностей, когда оно способно своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Платежеспособность непосредственно влияет на формы и условия осуществления коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредитов и займов.

Ликвидность предприятия – его способность преобразования своих активов (имущества) в денежные средства. Ликвидность, в частности, характеризуется наличием у предприятия ликвидных средств в форме остатка денег в кассе, денежных средств на счетах в банках и легкореализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Диагностика банкротства характеризует систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, осуществляемой на основе методов факторного ана­лиза и прогнозирования.
Основными целями диагностики банкротства являются:

·углубление результатов оценки кризисных параметров финан­сового развития предприятия, полученных в процессе экспресс-диаг­ностики банкротства;

·подтверждение полученной предварительной оценки масштабов кризисного финансового состояния предприятия;

·прогнозирование развития отдельных факторов, генерирую­щих угрозу банкротства предприятия, и их негативных последствий;

·оценка и прогнозирование способности предприятия к ней­трализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового по­тенциала.

Диагностика банкротства осуществляется по следующим основным этапам:
I. ^ Систематизация основных факторов, обуславливающих кризисное финансовое развитие предприятия, факторный анализ и прогнозирование составляют основу фундаментальной диагности­ки банкротства, поэтому систематизации отдельных факторов, наме­чаемых к исследованию, должно быть уделено первостепенное вни­мание.

II. Проведение комплексного анализа с использованием специальных методов оценки влияния отдель­ных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия.

Основу такого анализа составляет выявление степени негативного воздействия отдельных факторов на различные аспекты финансового развития предприятия. В процессе осуществления такого фундамен­тального анализа используются методы СВОТ — анализ (SWOT-analysis). Название этого метода представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа:

S— Strength (сильные стороны предприятия);
W— Weakness (слабые стороны предприятия);
О— Opportunity (возможности развития предприятия);
Т— Treat (угрозы развитию предприятия).

III. Прогнозирование развития кризисного финансового состо­яния предприятия под негативным воздействием отдельных фак­торов.
IV. Прогнозирование способности предприятия к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего финансового потен­циала.

V. Окончательное определение масштабов кризисного финан­сового состояния предприятия. Идентификация масштабов кризис­ного финансового состояния должна включать аналитические и прог­нозные результаты фундаментальной диагностики банкротства и определять возможные направления восстановления финансового рав­новесия предприятия.

 

Планирование — это разработка и установление руководством пред­приятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей си­стемы хозяйственного механизма управления про­изводственным процессом.

Структура плана::

1.План маркетинга. Маркетинг представляет собой процесс планирования и реализа­ции замысла, производства, ценообразования, сбыта и продвижения товаров и услуг путем обмена, удовлетворяющего потребности от­дельных лиц и организаций.

2. Производственная программа явля­ется основным ведущим разделом перспективного и текущего пла­на предприятия и определяется на основе объема продаж, номенк­латуры и ассортимента, качества услуг, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п.

3. Финансовое планирование — это планирование действий по форми­рованию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспе­чивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувяз­ки показателей развития предприятия с источниками финансиро­вания.

4. Бюджет. Бюджет — это количественные и стоимостные показатели плана, характеризу­ющие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделе­ний, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

5. Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необхо­димо решить предприятию (компании), способы достижения поставлен­ных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или про­екта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

6.План по труду и кадрам. Управление кадрами связано с разработкой и реализацией кад­ровой политики, включающей планирование, наем и размещение рабочей силы; обучение, подготовку и переподготовку работни­ков; продвижение по службе и организацию карьеры; условия най­ма, труда и его оплату; обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в кол­лективе.

7. Социальное планирование выступает частью общего планирования на предприятии, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.