Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные характеристики региона




План лекции

Тема 6. Региональные системы

3. Системные характеристики региона.

4. Региональные системы: структура и принципы формирования

5. Классификация региональных систем

6. Анализ региональных систем

Рекомендуемая литература

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М., 2000.

2. Греханова М. Блеск возрождения//Эксперт-Сибирь – М.,2004, №35

3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. – М. - Ростов н/Д: МарТ, 2000

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. М.- Ростов н/Д, 2006

5. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие России. М., 2003

6. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000

7. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 

 

 

В современной научной литературе регион рассматривается как единство социального, экономического, культурного, естественно-исторического и политического пространств. Регион в этом случае рассматривается как система со всеми входными, выходными характеристиками, функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность.

Некоторые исследователи прямо воспринима­ют регион как систему: «регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения» (Гаврилов, 2002).

А. С. Маршалова считает, что «регион является не толь­ко подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявлений ста­дий воспроизводства и специфическими особенностями про­текания социальных и экономических процессов» (Маршалова и др., 1998).

Учитывая интегральный характер дисциплины «регионоведение», и системного понимания региона как социально-политического и природно-экономического явления необходимо выявить системные закономерности функционирования и развития региона в целом.

1. Множественность региональных субъектов. В регионе соответственно тоже должен выполняться принцип множественности региональных субъектов. Он должен быть закреплен и в мышлении (не уничтожать регионального конку­рента, иначе погибнет сам регион), и организационно: например, созданием особого пространства, где региональные субъекты могут соперничать в открытую по определенным правилам

2. Устойчивость и мобильность. Выделение в регионе управляемых субъектов и не управляемой, подвижной, «хаотичной» среды. Эти субъекты могут оформляться как организация, социокультурные институты, инфраструктуры и т.д. Такая организация отвечает и тому, что существование региона регулируется двумя противоположными идеями — устойчивости и мобильности. Действительно, регион должен обеспечивать целост­ность жизни в нем — т.е. предоставлять субъектам функционирую­щие, жизнеобеспечивающие структуры — и иметь определенную миссию, вектор для развития, т.е. — иметь возможность для транс­формации, зарождения нового, ликвидации старого и т.п. Регион — хаос, функционирующий на основе жизнеобеспечения. Необходимо сочетание принципа управляемости с принципом устойчи­вости/мобильности.

3. Потенциальная целостность. Регион должен быть целостным образованием и обеспечивать всю полноту жизни, но не актуально, а в потенциях к изменениям и дополнениям. Актуальная, самодовлеющая целостность скрывает возможности для развития и изменений.

С методологической точки зрения это означает, что при обсуж­дении понятия «регион» следует достаточно осторожно применять системный подход и системную точку зрения, которая предполагает что объект берется как структура со взаимосвязанными элементами, ни один из которых не может быть исключен без изменения всей системы (то же относится и к добавлению новых элементов). Мо­менты хаотичности и наличия миссий региона размыкают систем­ность и требуют иной логики рассмотрения.

С другой стороны, отмеченное обстоятельство делает актуаль­ным применение при анализе региональной тематики понятия «ресурс», который несет в себе момент потенциального (а не акту­ального — как, например, «запас») использования.

4. Уникальность. Регион — есть нечто отличное от других регионов и не­регионов, нечто, имеющее свое лицо и свой внутренний смысл. Это есть некоторое производное, естественное обстоятельство, которое можно рассматривать как специфическую констелляцию имеющихся миссий, структур обеспечения и ресурсов; иными словами особен­ность создается сама по себе, пока существуют региональные субъ­екты.

Негативные аспекты уникальности, в сочетании с рядом других процессов, могут выражаться в стремлении навязать всему обществу, соседним регионам свои сугубо специфические ценности, обеспе­чить свое воспроизводство перекачкой ресурсов из внешней среды за счет других регионов, вытесняя свою собственную дезорганизацию в окружающую среду.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная сис­тема. Эта система имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этни­ческую, социокультурную, правовую, политическую подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. И, наконец, основным субъектом и объектом управления регионом явля­ется человек, объединенный в социальные общности и вступающий в социальные отно­шения с другими людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.