Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ региональных систем




Классификация региональных систем

 

 

Мы пришли к необходимости осветить многообразие региональных систем, становящихся объектом анализа региональных исследований и объектом государственного регулирования.

Хотя основным иерархическим уровнем региональных си­стем в федеративном государстве является уровень субъектов федерации, следует признать, что перечень региональных си­стем на более низком иерархическом уровне достаточно велик.

В таких системах большую роль играют системообразующие свя­зи в социальной и производственной подсистемах. Выражение федеральных интересов направлено на группы муниципальных образований, которые могут в таком отношении рассматривать­ся в качестве региональных систем.

В России к региональным системам муниципального уровня относятся получающие на­прямую из федерального бюджета финансовую помощь закры­тые административно-территориальные образования Минатома и Минобороны России (Северск, Снежинск, Заречный и др.), наукограды (в начале 2003 г. их было четыре: Обнинск, Королев, Дубна и Кольцове), город-курорт Сочи, район Кавказских Мине­ральных Вод, города, по которым во второй половине 1990-х гг. были приняты на федеральном уровне специальные программы развития (Братск, Нижний Тагил, Ивангород и др.).

С другой стороны, все субъекты федерации в свою оче­редь являются подсистемами других региональных систем более высокого иерархического уровня, в которых большее значение имеют административные внутренние связи. К последним от­носятся федеральные округа, межрегиональные ассоциации эко­номического взаимодействия, некоторые «зоны интересов» ряда отраслевых федеральных ведомств (например, территории военных округов) и др. Такие региональные системы более высокого иерархического уровня, как правило, налагаются на территории субъектов федерации, не пересекая их внутренние границы.

В то же время складываются и региональные системы, объединяющие части территорий нескольких субъектов феде­рации. Чаще всего такие системы формируются на основе на­личия транспортной инфраструктуры с единым органом упра­вления. Характерным примером являются системы, сложивши­еся на основе отдельных железных дорог. В настоящее время из 17 железных дорог России только у двух ареал их деятель­ности полностью совпадает с границами субъектов федерации: у Калининградской и Сахалинской.

Распространенным основанием для класси­фикации региональных систем является их разделение по уровню социально-экономического развития. Как правило, такое деле­ние основывается на сопоставлении одноуровневых регионов по тем или иным показателям, характеризующим состояние их социальной и (или) производственной подсистем.

Развитие региональных систем во времени происходит с раз­ной скоростью, что определяет наличие в едином государстве регионов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития и даже различных этапах цивилизационного развития: в России, например, несколько субъектов федерации (Республики Калмыкия, Тыва, ряд автономных округов Крайнего Севера) фактически остались на доиндустриальной стадии раз­вития, в то время как Москва характеризуется как региональная система постиндустриального сообщества.

Обычно в качестве показателя, характеризующего уровень социально-экономичес­кого развития региона используются душевые значения валового регионального продукта. Аналогичные параметры используются и в страноведческих исследованиях при выявлении уровней со­циально-экономического развития стран мира. Так, показатель валового национального продукта на душу населения использует­ся для с «учетных и аналитических целей» в качестве «основного критерия классификации стран» в докладах Всемирного банка. При этом, как правило, выделяются три группы стран: низко­го, среднего и высокого уровней развития. Показатель валового внутреннего продукта в расчете на душу населения применяет­ся и при классификации регионов внутри Европейского Союза.

Некоторые классификации, в том числе разработанные для регионов России, основываются на использовании несколь­ких классификационных признаков. Так, специалистами Совета по размещению производительных сил (СОПС) была разработа­на классификация, в которой одновременно учитываются уро­вень экономического развития региона, текущее состояние его экономики, финансов, социальной сферы и природной среды, а также природно-географические и геополитические характери­стики. Использование данных классификацион­ных признаков позволяет определять наиболее предпочтительные методы управления и регулирования по каждому типу регионов.

Другие классификации основаны на первичном выделении проблем регионов. В соответствии с классификацией, разра­ботанной сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, целью которой стала группировка регионов по основополагающим проблемам, были выделены следующие группы (типы) регионов:

• традиционно-отсталые, или слаборазвитые;

• депрессивные;

• традиционно-развитые, или высокоразвитые;

• регионы, имеющие ресурсы федерального значения, или программно развивающиеся.

Такая классификация регионов более отвечает задачам, сто­ящим перед государственной региональной политикой.

Отсталые, или слаборазвитые регионы, по терминологии авторов данной концепции, — это «территории, социально-эко­номические показатели развития которых как минимум в те­чение многих десятилетий были ниже средних по России»

К депрессив­ным относятся регионы, переживающие глубокий экономичес­кий кризис, который выражается в спаде производства, в том числе в традиционных отраслях его специализации, или дли­тельное время находящиеся в фазе застоя, сохраняющие низкие темпы производства и нуждающиеся, как правило, в крупных инвестициях, обновлении и диверсификации производства.

Отсталые регионы характеризуются низкими значениями развития социальной и экономической сферы в сравнении с дру­гими регионами страны.

Проведенный обзор существующих классификаций показал, что региональные системы, прежде всего, могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня соци­ально-экономического развития региона. Последнее подразуме­вает выявление особенностей состояния и развития социальной и производственной подсистем региона, конкретизацию проблем этого развития и используется для целей региональной полити­ки, проводимой федеральным центром.

Рассмотрение регионов в качестве систем позволяет наметить еще некоторые подходы к их классификации по степени:

открытости/замкнутости; в данном случае классификацион­ные единицы могут выделяться в зависимости от интенсив­ности обмена потоками натуральной продукции, финансов, информации;

реактивности»/«инертности»; основа классификации — сте­пень восприятия новых явлений, например, в ходе диффузии рыночных нововведений;

устойчивости/неустойчивости; основа классификации — ин­тенсивность внутренних, а также внешних связей региональ­ной системы;

гармоничности развития. В данном случае учитываются сте­пень и характер развития каждой из подсистем региона.

 

 

В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблем развития региональных систем. В данном исследовании обозначен круг вопросов, которые представляют научный интерес: мониторинг, оценка ресурсного потенциала и статистика социально-экономической сферы, прогноз состояния региона, обоснование и разработка управленческих решений и рекомендаций по устойчивому развитию региона в условиях рынка.

Выделение различных типов региональных систем целесообразно при выполнении любых аналитических и прогнозных работ по региогнальному управлению. Это дает возможность учесть специфику ре­гионов при сокращении количества исследуемых объектов с нескольких десятков (если рассматриваются субъекты Федерации) или сотен (если рассматриваются города) до нескольких групп, обладающих четко выраженными качественными особенностями.

Для обо­снования мер по регулированию и управлению региональными системами необходимо учитывать характеристики и текущее состояние всех подсистем региональной системы, потому количество факторов (и соответственно показателей, от­ражающих их влияние) по каждой проблеме может дости­гать нескольких десятков. В то же время, как показывает практика, обычно определяющее значение имеют 3-4 фак­тора, совместное воздействие которых на 75-80% предопре­деляет результат. Поэтому задача типологизации заключается в том, чтобы из общей совокупности факторов и признаков, определяющих данный тип региональной системы, выделить несколько важ­нейших, на основе которых провести комплексную оценку состояния региональной системы.

Основной целью комплексной оценки состояния региональной системы является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и экономического развития на основе использования внутренних резервов и источников роста и эффективности мер по реализации региональной политики, предпринимаемой Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов управления региональной системой того или иного уровня.

При проведении комплексной оценки состояния региональной системы учитываются следующие основные принципы:

комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей состояния региональной системы;

системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик состояния системы;

достоверность исходных данных при выборе базовых показателей системы;

соответствие системы индикаторов задачам анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

максимальная информативность результатов оценки состояния системы, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;

сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.

Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:

годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте понятие региональной системы.

2. Назовите и проиллюстрируйте примерами системные закономерности функционирования и развития региона.

3. Каковы пути формирования региональных систем в условиях федератив­ного государства.

4. Назовите основные подходы к классификации региональных систем.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.