Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д-т-д-. Где




Норма прибыли торгового капитала.

 

Торговый бизнес осуществляется по известной нам общей формуле:

Д - денежные затраты на торговый бизнес,

Т - товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу),

Д' - денежная выручка (сумма продаж) от реализации товаров по розничным ценам.

Из данной формулы мы можем составить первоначальное представление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль (Пт) - разница между суммой продаж и первоначально авансированной на торговый бизнес суммой

Пт=Д'-Д.

Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли

(Пт’) Пт’ =Пт\Д х 100

Норма прибыли торгового капитала - это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах.

Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д). Эти затраты складываются из двух основных элементов:

расходов на закупку товаров по оптовых ценам (Цо);

торговых издержек (затрат по организации торгового предприятия – Ит).

Стало быть, авансированный торговый капитал будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Т по их оптовым ценам (Цо) и, во-вторых, величины торговых издержек

Д=Т х Цо+Ит.

В свою очередь, сумма продаж продукции по ее розничным ценам - это произведение количества реализованных товаров (Т) на их розничную цену (Цр)

Д'=Т х Цр.

Сейчас мы можем расшифровать формулу торговой прибыли следующим образом:

Пп = Т х Цр - (Т х Цо + Ит).

Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от а) количества реализованных товаров, б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними,

в) издержек торговой деятельности. Столь же понятно, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.

Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большей мере зависят торговые издержки.

Издержки по организации розничной торговли (Ит) подразделяются на два вида.

Первый вид издержек - прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят:

а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам и б) транспортные расходы.

Второй вид расходов - косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и др.).

Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на 1 товар прямые (переменные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) издержки сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность торговых бизнесменов в увеличении объемов проданных товаров: поскольку косвенные расходы в расчете на один товар сокращаются, то торговая прибыль увеличивается.

Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной (или продажной) цены по отношению к торговым издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене товара приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта прибавляемая величина была названа "торговая накидка").Торговая надбавка (Тн) покрывает торговые издержки и включает торговую прибыль Тн = Ит + Пт.

Розничная цена, включающая торговую надбавку, не может устанавливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия торговых сделок. Когда определяются такие условия, важно учитывать два ограничителя при установлении розничных цен:

цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли),

цену покупателя, выше которой он не будет платить за товар. Могут быть, по всей видимости, четыре варианта соотношений данных видов цен.

1-й вариант: цены всех продавцов и покупателей равны. Тогда товары будут реализованы по равновесной цене.

2-й вариант: цены продавца и покупателя совсем не совпадают. Товары не будут реализованы.

3-й вариант: высокие цены продавцов совпадают только частично с ценами некоторых покупателей, имеющих большие доходы. В этом случае продукты будет покупать привилегированная часть населения.

4-й вариант: цены продавцов соответствуют ценам основной части покупателей. Тогда откроется массовая продажа товаров.

В конечном счете рассмотренное нами соотношение цен зависит от состояния рынка: степени развитости конкуренции или же господства монополистических объединений. Конкурентная борьба, как мы знаем, порождает тенденцию к выравниванию цен продавцов и покупателей. Напротив, монополистический диктат цен на рынке усиливает несовпадение таких видов цен.

Конкуренция возникает между торговым и промышленным капиталом за получение максимальной нормы прибыли. Однако еще в период классического капитализма свободная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных и торговых предпринимателей. Когда, допустим, более высокой прибыльности достигал промышленный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодным становится торговый бизнес, то в сферу торговли вливается новый промышленный капитал, а это, в конечном счете, вызывает уменьшение нормы прибыли торгового капитала.

Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле усилилось при монополизации в современной экономике. Эта тенденция особенно укрепилась вследствие интеграции крупного промышленного и торгового капитала.

Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой прибыли в промышленности и нормой прибыли в торговле в современной России в 1992 - 1995 годах. Из-за длительного спада производства многие предприятия промышленности перестали получать прибыль. Только на предприятиях-монополистах удается поднять норму прибыли до 50%. Примерно втрое выше степень выгодности торгового бизнеса, для которого в начале

экономических реформ наступили необычайно благоприятные времена. Процветанию многих торговых предприятий способствовали в особенности следующие условия:

либерализация цен (по существу ценовый "беспредел") и сильная инфляция;

монополизация рынка;

ликвидация государственной монополии внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;

закупка за границей многих видов дешевых товаров недостаточно высокого качества и перепродажа их в России по высоким ценам.

Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка породило ряд социально-экономических противоречий. Одно из острейших среди них состоит в том, что необычайно широкий импорт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному капиталу, наносит серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Другое не менее острое противоречие заключается в том, что огромная нажива торговых посредников на продаже дорогих товаров наносит удар по благосостоянию широких масс, снижает жизненный уровень значительной части населения страны, порождая тем самым социальную нестабильность.

Между тем нынешнее положение торгового бизнеса в нашей стране может в корне измениться в условиях прекращения инфляционного роста цен, при стабилизации экономики и последующем подъеме производства, а также вследствие усиления государственного регулирования рыночных отношений.

 

ТЕМА 12. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ

 

§ 1. КРЕДИТ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ

Кредит (лат. credit - он верит) - предоставление в долг товаров и денег на условиях возврата через известное время эквивалента суммы долга плюс процент.

Кредит: сущность и виды

Исторически первоначальной формой кредитных отношений было ростовщичество. Ростовщичество - это выдача денег в долг с условием уплаты заемщиком высоких процентов при погашении долга. В Древней Греции в 4 в. до н.э. были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой 42 % в месяц (свыше 570 % годовых). Позже по обычным займам взимались от 62 до 900 % годовых. Ростовщический капитал существует до сих пор во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Его предпосылками служат слаборазвитые товарно-денежные отношения, а также преобладание отсталых мелкотоварных форм хозяйства.

Кредитные связи между людьми первоначально играли не очень заметную роль в развитии экономики. Ростовщики предоставляли ссуды простым людям для того, чтобы те уплачивали старые долги и покупали товары, а знати - для строительства замков и дворцов, приобретения предметов роскоши, ведения войн и т.п.

С возникновением индустриального производства и классического капитализма без развитого кредита стала невозможна нормальная производственная деятельность. Еще в XVI в. это обстоятельство подметил Франсуа Рабле. В его романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" весельчак Панург высказал поразительное суждение: "Природе легче было бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг". Какими бы странными не показались эти слова, их справедливость убедительно подтверждает и история и, особенно, современная экономическая жизнь.

Однако ростовщичество с его чрезвычайно высокими процентами превратилось в преграду для развития капиталистической экономики. Поэтому нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу против него, за снижение ссудного процента до общественно нормального уровня. В результате были созданы новые источники денежного - ссудного капитала, который предоставляется под приемлемый процент. В отличие от ростовщичества этот капитал расходуется не для потребительских целей, а для ведения хозяйства в целях получения прибыли.

Ссудные капиталисты сколачивают денежный капитал за счет многих источников (рис. 12.1).

 

Источники ссудного капитала
Фонд амортизации Фонд заработной платы Накопления капитала Денежные накопления населения Иные временно свободные деньги

 

Рис. 12.1. Виды источников ссудного капитала

 

Владельцы ссудного капитала сосредоточивают у себя временно свободные денежные средства из фонда амортизации (восстановления) основного капитала, из постепенно формирующегося (по мере продажи готовой продукции) фонда заработной платы. Они обращают в кредитные средства незанятые в деле деньги предпринимателей и других слоев населения, используют пенсионные, страховые и иные фонды. В течение определенного периода такие денежные средства не приносят собственникам никакого дохода и их выгодно отдать в ссуду, хотя бы под сравнительно небольшой процент. В свою очередь, ссудные капиталисты за существенно больший процент предоставляют деньги бизнесменам, которые нуждаются в них для ведения прибыльной хозяйственной деятельности (закупки сезонного сырья, выплаты заработной платы в наступившие сроки и др.).

В современных условиях характерна тенденция к значительному увеличению доли заемных средств в финансировании хозяйства. Особенно велика их роль в затратах на капиталовложения в Японии, Италии, Франции. Например, японские фирмы за счет привлеченных ресурсов финансируют 4/5 всех средств на расширение производства.

В условиях развитого товарного хозяйства впервые возникает рынок ссудных капиталов, куда входит рынок инвестиций. В качестве предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по стоимости и приносить прибыль.

Важно иметь в виду, что инвестиция представляет собой долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в производственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-материальные запасы.

На рынке ссудных капиталов в сделке обычно участвуют два лица: собственник бездействующего капитала и бизнесмен, использующий своеобразный товар - капитал для получения прибыли. При этом собственник денежного капитала избавляется от всех забот по его производительному применению. Более того, он может жить праздно (за счет процента с большой ссуды), не занимаясь никакими делами и даже не зная, на какие цели пошли его деньги. В противовес этому на предпринимателя ложится обязанность извлечь из чужих денег прибыль. Основными организационно-экономическими формами кредита являются коммерческий и банковский. Они различаются по составу участников, объектам кредитования, величине процента и сфере использования.

Коммерческим называют такой кредит, который предоставляется товарами с отсрочкой платежа. Он возникает часто, когда покупатель продукции не может немедленно вслед за получением ее расплатиться наличными деньгами. В этом случае средством обращения выступает, как правило, вексель - специальное долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег в указанный срок. Зачастую предприниматель, получивший вексель, делает на нем передаточную надпись (индоссемент) и использует вместо денег для покупки нужных благ у другого продавца, а этот - у третьего и т.д. Тем самым, попадая в торговый оборот, вексель становится простейшим видом кредитных денег.

Коммерческий заем является основой кредитной системы, поскольку он непосредственно обслуживает движение капитала в сфере производства. Этот кредит имеет определенные границы применения: он возможен только между фирмами, непосредственно связанными хозяйственными отношениями (лишь теми предприятиями, которые создают средства производства, и теми фирмами, которые их потребляют). Его невозможно использовать, например, для оплаты труда работников.

Универсальный характер имеет банковский кредит. Денежные капиталисты, банки и другие кредитные учреждения выдают его предпринимателям в виде денежных ссуд. В отличие от коммерческого данный кредит может предоставляться в значительно большем объеме, на более длительные сроки каждому бизнесмену и на любые цели.

В сфере кредитных отношений распространены и другие их формы: а) потребительский кредит (продажа отдельным лицам товаров через розничные магазины с отсрочкой платежа, представление банками ссуды на потребительские цели); б) ипотечный кредит (долгосрочный заем под залог недвижимости - земли, зданий); в) межхозяйственный кредит (выпуск предприятиями и организациями для предоставления друг другу акций, облигаций и других ценных бумаг); г) государственный кредит (выпуск облигаций государственных займов, покупаемых бизнесменами и населением).

Среди всех институтов коммерческой системы главную роль выполняют банки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.