Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы формирования гипотез

Формулирование гипотез.

Разработка гипотез является необходимой и обязательной фазой процесса научного исследования. Она создает важную предпосылку дальнейших этапов исследования.

Поставленный перед проблемой исследователь на основе своих знаний и опыта строит предварительное объяснение проблемы. По отношению к проблеме это означает, что исследователь разрабатывает предположительно истинный алгоритм для реализации поставленной проблемной цели. В научном словоупотреблении такое допущение называют гипотезой. В отличие от предположений в повседневной жизни гипотеза является научным опытом, обоснованной догадкой или вероятным предположением для объяснения некоторого явления действительности. Исследованные гипотезы должны быть:

1. связаны с проблемами. Они должны иметь отчетливый смысл в рамках поставленной проблемы;

2. научно обоснованы. Они не должны противоречить аргументированным теоретическим положения или известным закономерностям;

3. составлять определенную последовательность в отношении данной общей проблемы, обнаруживать однозначную теоретическую взаимосвязь, образовывать теоретическое единство;

4. строиться таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. Каждая исследовательская гипотеза должна допускать возможность прямой или косвенной эмпирической проверки. В противном случае процесс исследования продолжать нельзя и выдвинутая гипотеза остается высказыванием, выражающим субъективное мнение.

 

1. Сбор информации по данной проблеме.

Разработка гипотезы начинается интенсивным поиском касающейся данной проблемы информации. От исследователя требуется использовать всю относящуюся к данной проблеме информацию, отчеты об исследованиях, статистические материалы и учесть практический опыт.

Обобщенные теоретические и эмпирико-практические сведения об объекте являются исходным материалом для формирования ИГ. Это могут быть философские, мировоззренческие, частнонаучные, а также практические (ненаучные) сведения.

Собранная информация должна подвергнуться строгой оценке с расчетом определения ее “качественного уровня” для данной исследовательской проблемы.

2. Формулирование гипотез.

На основе собранной и критически оцененной информации формулируются исследовательские гипотезы. Особенность этой фразы в том, что исследователю необходимо обобщить множество разнообразных и подчас противоречивых сведений, принять решение и сформулировать его в виде высказывания.

Содержательные (семантические, психологические и др.) стороны процесса решения при формулировании гипотез сложны и в целом не до конца исследованы. При формировании гипотез необходимо учитывать:

1. степень трудности исследуемой проблемы;

2. количество и качество наличной информации и др.

Особое значение имеет простота при формулировке гипотез. Для достижения ясности, прежде всего, требуются:

1. сжатость формулировок, концентрированность языковых выражений;

2. точность в определении понятий, однозначность терминов.

3. Группировка гипотез.

Различные ИГ должны быть приведены между собой в определенную систематическую связь. Исходя из центральной проблемной установки, исследователь устанавливает центральную исследовательскую гипотезу (или несколько гипотез). Все остальные исследовательские гипотезы ставятся в связь с центральной исследовательской гипотезой, подчиняются ей. Отношения их между собой, их положением во всей системе гипотез также в решающей степени зависят от данной центральной гипотезы.

4. Выведение эмпирически доказуемых заключений.

Данная фраза представляет собой первый шаг в подготовке эмпирической проверки гипотез.

Каждая ИГ во взаимосвязи с другими ИГ включает в себя такие высказывания, которые, в конечном счете, допускают эмпирическую проверку. Это осуществляется с помощью логического заключения: от общего к особенному, от целостной системы значений ИГ – к частным областям или элементам значений. Исследователю приходится строить иерархически расчлененную систему заключений, выведенных гипотетически-дедуктивным путем (“иерархию гипотез”).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение проблемы и постановка целей исследования | Определение метода сбора данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.