КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словообразование в русском языке
I. Прежде чем познакомиться с темой словообразования в английском языке, постарайтесь получить представление о теме в русской грамматике. 1. Вы знаете, что окончание - это изменяемая часть слова. Оно изменяется в результате изменения слов. Подчеркните окончания в следующих словах: трава - травы, зимний - зимнего, лечу - летит, книга - книги и т.п. Слова: дом - дома, наш - наши, слово - слова, весь – все, пишу - пишем и т.п. изменяются по числу; Слова: красный - красное - красная, отвечал - отвечало - отвечала, рисующий - рисующая - рисующее и т.п. – по роду; Слова: стол - столу - стола - столом - столе и т.п. - по падежам; Слова: решаю - решаешь - решает - решаем - решаете - решают и т.п. - изменяют окончания по лицам. Вывод: окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога или вместе с ним) - падеж и число; у прилагательных, причастий - падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число, а в прошедшем времени - род и число. 2. Что представляет собой основа самостоятельного слова? Это - значимые части слова: приставка, корень, суффикс. Разделите следующие слова на эти отмеченные части слов. Подскажем: корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Приставка - тоже значимая часть слова, но она находится перед корнем и служит для образования новых слов; суффикс - это тоже значимая часть слова, которая находится после корня и тоже служит для образования слов. Вроде бы всё просто и ясно. Но не так-то просто представить, что в русском языке некоторые корни имеются в словах только в сочетаниях с приставками, суффиксами или с другими корнями:
-де- –– на де ть, перео де ть, прио де ть, о де ть; -ня- –– за ня ть, на ня ть, от ня ть, пере ня ть; -пт- –– пт енец, пт ашка, пт ица, пт ичник; корни -сяг- –– при сяг а, до сяг ать, по сяг ать; -у- –– раз у ть, об у ть; -ул- –– ул ица, пере ул ок, зако ул ок, про ул ок; -й- –– во й ти, ото й ти, подо й ти, пере й ти и т.п.
II. Способы образования слов в русском языке разнообразны: приставочно-суффиксальный способ: ехать - раз ъехать- ся; приставочный: заголовок - подзаголовок; полезный - бесполезный, моральный - аморальный, а также сложение как способ образования слов: сено + косилка = сенокосилка. Прочитайте следующие слова:
_________________________________________________________ Слово, от которого Приставка Суффикс Новое слово образовано слово __________________________________________________________ ехать раз- -ся раз ъехать ся закон у- -и- у закон и ть пар-а на- -ник на пар ник _________________________________________________________ Слово, от которого Приставка Суффикс Новое слово образовано слово __________________________________________________________ границ-а по- -ник по гранич ник второй во- -ых во -втор ых тайна в- -е в тайн е река за- -н- за реч н ый _________________________________________________________
III. 1. Образуйте и напишите новые слова путем сложения. Не забывайте, что в сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е или даже и: атом + ход = ________________ пять + лет = ______________ пул-я + мет = ________________ три + этажа = ______________ новый + стройка = ____________ снег + пад(ать) = ______________ овощи + хранилище = ________ земля + дел(ать) = ______________ куб + метр = _________________ тепло + воз (ить) = ______________ 2. Образуйте и напишите имена существительные, которые образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов: а) при помощи суффиксов: Образец: камень - камен щик, футбол - футбол ист, учить - учит ель;
б) при помощи приставок: Образец: не+погода = непогода_______ со+автор = ____________________ не+ удача = _______________ сверх+ скорость = ______________
под + группа = ______________ при + город = __________________
в) при помощи суффиксов и приставок: под + стакан + ник = _________________ без + рукав + к + а = _________________ со + служ(ить) + вец = _________________ г) сложением: железо + бетон = _________________ луна + ход(ить) = _________________ звук + запись = _________________ 3. Наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм: а) при помощи приставок: от + ныне = _________________ поза + вчера = _________________ не + долго = _________________ кое + как = _________________
б) при помощи суффиксов: зима = зим+ ой _________________ куда = куда- нибудь _________________ три = три+ жды _________________ смелый = смел+ о _________________
в) при помощи приставок и суффиксов одновременно: далеко = из далек а первый = во -первых, в +первые новый = по -нов ому мой = по -мо+ ему IV. Словообразовательный разбор. Чтобы выяснить, от чего и с помощью чего образовано данное слово, существует словообразовательный разбор, с помощью которого устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова. Не станем углублять эту тему, а лишь скажем, что словообразовательный разбор происходит по следующему плану: 1. Дать толкование лексического значения слова, например слово учительство имеет собирательное значение – это множество учителей. 2. Сравнить состав данного слова с однокоренным: учительство - учитель - учить. Слово учительство образовано от слова учитель (корень уч). 3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано: учительство - учитель. Оно образовано с помощью суффикса - ств(о). При изучении темы словообразования в английском языке Вы встретите много общего с русским процессом словообразования. До завтра!
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |