Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словообразование в русском языке

I. Прежде чем познакомиться с темой словообразования в английском языке, постарайтесь получить представление о теме в русской грамматике.

1. Вы знаете, что окончание - это изменяемая часть слова. Оно изменяется в результате изменения слов. Подчеркните окончания в следующих словах:

трава - травы, зимний - зимнего, лечу - летит, книга - книги и т.п.

Слова: дом - дома, наш - наши, слово - слова, весь – все, пишу - пишем и т.п. изменяются по числу;

Слова: красный - красное - красная, отвечал - отвечало - отвечала, рисующий - рисующая - рисующее и т.п. – по роду;

Слова: стол - столу - стола - столом - столе и т.п. - по падежам;

Слова: решаю - решаешь - решает - решаем - решаете - решают и т.п. - изменяют окончания по лицам.

Вывод: окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога или вместе с ним) - падеж и число; у прилагательных, причастий - падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число, а в прошедшем времени - род и число.

2. Что представляет собой основа самостоятельного слова? Это - значимые части слова: приставка, корень, суффикс. Разделите следующие слова на эти отмеченные части слов.

Подскажем: корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка - тоже значимая часть слова, но она находится перед корнем и служит для образования новых слов; суффикс - это тоже значимая часть слова, которая находится после корня и тоже служит для образования слов.

Вроде бы всё просто и ясно. Но не так-то просто представить, что в русском языке некоторые корни имеются в словах только в сочетаниях с приставками, суффиксами или с другими корнями:

 

-де- –– на де ть, перео де ть, прио де ть, о де ть;

-ня- –– за ня ть, на ня ть, от ня ть, пере ня ть;

-пт- –– пт енец, пт ашка, пт ица, пт ичник;

корни -сяг- –– при сяг а, до сяг ать, по сяг ать;

-у- –– раз у ть, об у ть;

-ул- –– ул ица, пере ул ок, зако ул ок, про ул ок;

-й- –– во й ти, ото й ти, подо й ти, пере й ти и т.п.

 

II. Способы образования слов в русском языке разнообразны:

приставочно-суффиксальный способ: ехать - раз ъехать- ся;

приставочный: заголовок - подзаголовок; полезный - бесполезный, моральный - аморальный, а также сложение как способ образования слов: сено + косилка = сенокосилка.

Прочитайте следующие слова:

 

 

_________________________________________________________

Слово, от которого Приставка Суффикс Новое слово

образовано слово

__________________________________________________________

ехать раз- -ся раз ъехать ся

закон у- -и- у закон и ть

пар-а на- -ник на пар ник

_________________________________________________________

Слово, от которого Приставка Суффикс Новое слово

образовано слово

__________________________________________________________

границ-а по- -ник по гранич ник

второй во- -ых во -втор ых

тайна в- -е в тайн е

река за- -н- за реч н ый

_________________________________________________________

 

III. 1. Образуйте и напишите новые слова путем сложения. Не забывайте, что в сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е или даже и:

атом + ход = ________________ пять + лет = ______________

пул-я + мет = ________________ три + этажа = ______________

новый + стройка = ____________ снег + пад(ать) = ______________

овощи + хранилище = ________ земля + дел(ать) = ______________

куб + метр = _________________ тепло + воз (ить) = ______________

2. Образуйте и напишите имена существительные, которые образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:

а) при помощи суффиксов:

Образец: камень - камен щик, футбол - футбол ист, учить - учит ель;

 

б) при помощи приставок:

Образец:

не+погода = непогода_______ со+автор = ____________________

не+ удача = _______________ сверх+ скорость = ______________

под + группа = ______________ при + город = __________________

 

в) при помощи суффиксов и приставок:

под + стакан + ник = _________________

без + рукав + к + а = _________________

со + служ(ить) + вец = _________________

г) сложением: железо + бетон = _________________

луна + ход(ить) = _________________

звук + запись = _________________

3. Наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм:

а) при помощи приставок:

от + ныне = _________________

поза + вчера = _________________

не + долго = _________________

кое + как = _________________

 

б) при помощи суффиксов:

зима = зим+ ой _________________

куда = куда- нибудь _________________

три = три+ жды _________________

смелый = смел+ о _________________

 

в) при помощи приставок и суффиксов одновременно:

далеко = из далек а первый = во -первых, в +первые

новый = по -нов ому

мой = по -мо+ ему

IV. Словообразовательный разбор.

Чтобы выяснить, от чего и с помощью чего образовано данное слово, существует словообразовательный разбор, с помощью которого устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова.

Не станем углублять эту тему, а лишь скажем, что словообразовательный разбор происходит по следующему плану:

1. Дать толкование лексического значения слова, например слово учительство имеет собирательное значение – это множество учителей.

2. Сравнить состав данного слова с однокоренным: учительство - учитель - учить. Слово учительство образовано от слова учитель (корень уч).

3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано: учительство - учитель. Оно образовано с помощью суффикса - ств(о).

При изучении темы словообразования в английском языке Вы встретите много общего с русским процессом словообразования.

До завтра!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словообразование и значение слов | Prefix dis-
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.