Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка работы

О выводах

О противоположных точках зрения

Об истории вопроса

О композиции работы

О частной проблеме, рассматриваемой в работе

О тематике работы

Работа носит название (называется, озаглавлена, под названием)...

Работа напечатана (опубликована) в...

В работе исследуется (рассказывается, говорится, идет речь, рассматривается, изучается, анализируется, описывается, дается, раскрывается)... ^

Автор работы / В работе автор обращается к (ставит вопрос, затрагивает проблему, останавливается на)...

Работа посвящена (представляет собой, является)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (описание, изучение) / уделяется рассмотрению (описанию, изучению)...

Также (помимо этого) в работе исследуется (рассказывается)...

Также автор исследует (обращается к изучению)...

Работа состоит из (делится на, начинается с, заканчивается)...

В начале (в начальной части, во введении, в основной части, в... Ыаве, в заключительной части, в заключении) работы автор пишет (описывает, исследует)...

Данная проблема (тема, вопрос, аспект...) впервые рассматривав лась (была затронута, изучалась, исследовалась)...

Впервые вопрос о... был поставлен /проблема была затронута в работе...

К исследованию... неоднократно обращались...

О точке зрения автора

Автор отмечает (рассматривает, оценивает, дает оценку, подчеркивает)...

Отмечается (подчеркивается, высказывается точка зрения)...

В статье дается оценка...

Точка зрения автора сводится к...

Автор придерживается следующей точки зрения:...

Об аргументах и примерах, приводимых автором

Автор аргументирует (доказывает) свою точку зрения, приводя в качестве примера...

Автор иллюстрирует свою точку зрения (приводит в качестве примера, ссылается на)...

Автор дискутирует с (спорит с, не согласен с точкой зрения, имеет свое мнение по поводу)...

Автор придерживается иной точки зрения:...

В заключении (в заключительной части работы) автор /Автор приходит к следующему выводу (делает вывод, подводит итог, заключает):...

Итогом работы стало (становится)...

Достоинством (недостатком) работы / заслугой автора является...

Ценность работы (заслуга автора) заключается (состоит) в...

Нельзя согласиться с...

(В частности) вызывает сомнение...

 

Главная стилистическая особенность научно-справочных текстов состоит в особом способе их организации: они представляют собой сложные структуры, состоящие из множества компонентов (например, словарных статей), которые чаще всего расположены в алфавитном порядке. Например, «Философский словарь» открывается статьями Абеляр, Абсолют, Абсолютная и относительная истина, Абсолютное время, пространство, движение «Словарь по социологии» - Авторитет, Агломерация, Адаптация социальная, Аксиология, Активность социальная, словарь «Русский глагол» - автоматизировать, авторизовать, адаптировать, адресовать, аккредитовать. Такой способ подачи материала обусловлен нуждами адресата: упрощается навигация по тексту, адресат может очень быстро найти сведения по интересующему его вопросу1.

Научно-справочные тексты строятся в соответствии с определенным формуляром. Имеют формуляр и части таких текстов -словарные статьи, особенности строения которых зависят от того, в какое справочное издание они входят.

структура статьи всегда определяется ее содержанием: различные области знания требуют различного изложения в справочном тексте. В статью «Философского словаря» входит развернутое описание явления, название которого вынесено в заголовок (дается определение, упоминается история изучения, описывается связь с другими явлениями).

Вот, например, какие элементы должна включать в себя статья Толкового словаря русского языка:

1. заголовок словарной статьи - само слово в начальной (словарной) форме;

2. грамматические характеристики слова - указывается, к какой части речи принадлежит слово, каковы особенности его изменения;

3. система значений - первым указывается прямое, основное, значение слова, далее - производные;

4. иллюстративный материал - примеры, в том числе и из художественной литературы, которые поясняют значение слова, помогают понять, в каком словесном окружении (контексте) оно может употребляться в данном значении;

5. стилистические пометы - в зависимости от того, как именно ограничено слово в своем употреблении, ему даются следующие характеристики: высок. - слово принадлежит высокому книжному стилю (например, было'й, -а'я, - о'е (высок.) - минувший, прошлый), разг. - слово принадлежит разговорному стилю, оно допустимо в непринужденной устной литературной речи (например, давни'шний, -яя, -ее (разг.) - то же, что давний), прост. -слово просторечное, нелитературное, употребление его в нормативной речи недопустимо (например, да'веча, нареч. (прост.) -недавно, незадолго до разговора) и т.д.;

6. сочетаемость - для того, чтобы слово реализовало свое значение, чаще всего оно должно быть употреблено в определен-ном синтаксическом окружении: это окружение помогает нам отличить одно значение от другого (например, двигать имеет значения перемещать, толкая или таща и шевелить, производя движения; первое реализуется в сочетании с винительным падежом (кого-что), второе - с творительным (чем); ср. Двигать мебель и Двигать плечами, Двигать стульями);

7. регулярное словообразование - в русском языке есть такие способы образования новых слов, которые являются регулярными, частотными. По данной словообразовательной модели образуется множество слов, и в каждом случае отличие по значению и по форме нового слова от старого будет таким же, как и у других слов, образованных по той же модели. Следовательно, нет необходимости каждый раз создавать новую словарную статью и тем самым перегружать словарь: достаточно оговорить такие случаи в предисловии и указывать эти новые слова в словарных статьях тех слов, от которых они образованы (например, суффикс -ик- регулярно образует существительные мужского рода со значением: а) предмет маленького размера (уменьшительное значение), б) предмет, к которому говорящий относится с симпатией (ласкательное значение). Соответственно, слова домик, столик, бортик, с одной стороны, и братик, носик, зайчик, с другой, окажутся в словарных статьях слов дом, стол, борт, брат, нос, заяц).

Адресатом учебно-научных текстов являются не специалисты в данной области, а те, кто хочет стать специалистами. Адресат-учащийся может обладать определенной базой - запасом знаний, но его необходимо пополнять. В связи с этим автор учебника должен помнить, что его основная задача - научить: представить адресату информацию так, чтобы она была усвоена. Поэтому язык учебно-научных текстов существенно отличается от языка текстов собственно научных: учебник должен быть написан просто, доступно, понятно; материал должен излагаться последовательно (непонятное, новое должно объясняться через понятное, уже усвоенное); каждый новый фрагмент знания должен определяться исчерпывающе полно; наиболее существенные части должны выделяться графически - так, чтобы учащийся обратил на них особое внимание.

Научно-популярные тексты адресованы читателю, который не стремится стать специалистом в данной области знания: им движет интерес к знанию вообще, это альтруист по натуре. Так же, как и учащийся, он не обладает необходимой совокупностью знаний, для того чтобы досконально разбираться в проблеме, а потому автору научно-популярного текста приходится упрощать изложение как содержательно, так и формально. При этом, в отличие от автора учебника, он не стремится сформировать у адресата «окончательную», «полную» систему научного знания: его цель -заинтересовать, просветить, развлечь. Поэтому занимательность изложения - одно из требований, предъявляемых к языку научно-популярных текстов, который «находится» как бы «между стилями», вбирая в себя признаки двух из них - научного и публицистического.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система жанров научного стиля | Тема 4.3 Официально-деловой стиль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.