Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основа теории спроса и предложения




1. Индивидуальный спрос и факторы его определяющие.

2. Индивидуальное предложение и факторы его определяющие.

3. Рыночное равновесие. Равновесная цена и объем производства.

4. Эластичность спроса и предложения.

 

1) Индивидуальный спрос (далее спрос) – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене из возможных в течение определенного периода времени.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, повышение цены ведет к понижению спроса. В основе закона лежат следующие моменты:

§ Обычно люди больше приобретают данный продукт по низкой цене, чем по высокой. Т.е. высокая цена отбивает у потребителей желание приобрести товар, а низкая цена усиливает это желание.

§ Потребление подвержено принципу убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньшее и меньшее удовлетворение. С учетом данного принципа, потребители будут покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения его цены.

§ Действие эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода означает, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении альтернативных продуктов. Другими словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя. Эффект замещения означает, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, стоящих относительно дороже.

Кривая спроса имеет следующий вид:

По данной кривой видно, что снижение цены с уровня P1 до Р2 ведет к увеличению спроса с уровня Q1 до уровня Q2.

Кроме влияния цены на спрос воздействуют неценовые факторы, которые ведут к смещению кривой спроса вправо / влево. Если цена (Р) неизменна, то под воздействием неценовых факторов, ведущих к увеличению спроса с уровня Q1 до уровня Q2, кривая спроса (D1) сместится вправо (D2) и наоборот (D3).

Неценовые факторы изменения спроса:

§ Потребительские вкусы. Если под воздействием моды или рекламы потребители более благоприятно относятся к данному товару, то это ведет к увеличению спроса (смещению кривой вправо) и наоборот.

§ Число потребителей на рынке. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса (смещение кривой вправо).

§ Денежные доходы потребителей. Воздействие денежных доходов потребителей двояко: в отношении большинства товаров (высшей категории) повышение дохода потребителей ведет к увеличению спроса на них; по отношению к товарам низшей категории (б/у, комиссионные) увеличение дохода потребителей ведет к понижению спроса на них.

§ Цены на сопряженные товары. Среди сопряженных товаров выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. К взаимозаменяемым товарам относятся: чай – кофе, масло – маргарин, авиа – ж/д перевозки. Если цена на один взаимозаменяемый товар увеличивается, то спрос на другой товар возрастает. Т.е. между ценой и спросом на взаимозаменяемые товары существует прямая связь. К взаимодополняющим товарам относятся: бензин – масло, фотоаппарат – пленка. Между ценой и спросом на взаимозаменяемые товары существует обратная связь.

§ Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно будущего повышения цен могут побудить потребителя к увеличению спроса в настоящем и наоборот. Если ожидается повышение дохода в будущем, в текущем периоде также может увеличиться спрос.

2) Индивидуальное предложение и факторы его определяющие.

Предложение – количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. Т.е. предложение – количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Закон предложения: при прочих равных условиях существует прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Т.е. с повышением цен одновременно увеличивается предложение.

На предложение влияют и неценовые факторы, сдвигающие кривую вправо / влево:

§ Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы вызывает уменьшение издержек производства, что ведет к увеличению предложения.

§ Технология. Более совершенная технология позволяет эффективнее производить единицу товара, т.е. с меньшими затратами ресурсов. Т.о. издержки производства на единицу продукции сокращаются что ведет к увеличению предложения.

§ Налоги и дотации. Налоги рассматриваются как издержки производства, поэтому повышение налоговых ставок ведет к сокращению предложения. Дотации – государство субсидирует те или иные производства, т.е. принимает часть издержек на себя. В результате затраты на производство единицы продукции сокращаются, что вызывает увеличение предложения.

§ Цены на другие товары. И по взаимозаменяемым и по взаимодополняющим товарам уменьшение цены на один товар может вызвать увеличение предложения другого товара, поскольку становится выгодным производить более дорогой продукт.

§ Ожидание изменения цен в будущем. Ожидаемое изменение (повышение) цен действует на производителя двояко. С одной стороны при ожидаемом повышении цены производитель может придержать товар до тех пор, пока не произойдет рост цен (т.е. снижение предложения). С другой стороны такое ожидание способно побудить производителя к увеличению производственных мощностей, т.е. к увеличению предложения.

§ Число продавцов на рынке. При данном объеме производства чем больше продавцов на рынке, тем больше рыночное предложение.

3) Рыночное равновесие. Результатом взаимодействия спроса и предложения является выявление равновесной цены и объема производства.

Предложение Спрос Цена Избыток / Дефицит
      + 10000
      + 6000
       
      – 7000
      – 15000

Установление цены на 2 руб. за ед. приведет к дефициту – 7000. Нехватка товара приведет к повышению цен. Если установлена цена выше равновесного уровня (4 руб. за ед.), то избыток составит + 6000, что приведет к уменьшению предложения и росту спроса до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

Модель равновесия заключается в том, что если на рынке какого-либо товара становится больше, чем способно потребить общество, то цена данного товара снижается, нормируя тем самым величину предложения и спроса.

Равновесная цена определяется предельной полезностью и издержками производства. Это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель исходя из степени полезности товара и, одновременно, та максимальная цена, по которой производитель согласен продать свой товар исходя из уровня издержек производства.

Влияние спроса на равновесие. Изменение спроса указывает на прямую зависимость между изменением спроса и соответствующим изменением равновесной цены и равновесного объема производства.

Влияние предложения на равновесие. Изменение предложения указывает на обратную связь между изменением предложения и изменением равновесной цены и на прямую зависимость между изменением предложения и равновесным объемом производства.

Влияние на равновесие одновременного изменения спроса и предложения (на одинаковую величину) иллюстрируют следующие рисунки:

4) Эластичность спроса и предложения – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Т.е. процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

§ Эластичность спроса по цене: .

Если , то спрос эластичен, т.е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Следовательно, снижение цены ведет к росту общих доходов производителя. Если то спрос меняется меньше, чем изменение цены. В результате с понижением цены доходы производителя сократятся. Если , то спрос единичной эластичности. Т.е. изменение цены приведет к соответствующему изменению спроса. Доход производителя не будет меняться при изменении цены. Выделяют следующие причины неэластичности спроса на некоторые товары и услуги:

v На товары и услуги первой необходимости спрос не может быть уменьшен по физиологическим причинам.

v Отсутствуют заменители на такие товары.

v Изменение цен на недорогие товары мало влияет на потребительские привычки.

v Безвыходное положение потребителя.

§ Эластичность спроса по доходу: .

Для товаров высокого качества доход и спрос меняются в одном направлении. Т.е. рост дохода потребителя ведет к росту спроса и . Для товаров низкого качества с ростом доходов потребителей спрос уменьшается и .

§ Перекрестная эластичность: .

Если товары являются заменителями, то повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой товар и Если товары взаимодополняющие, то повышение цены на один товар ведет к уменьшению спроса на другой товар и

§ Эластичность предложения: .

Для производителей выгодно состояние неэластичного предложения, когда . Нередко некоторые производители искусственно переводят предложение в состояние неэластичного путем ограничения объема производства. Но это возможно при следующих условиях:

v Если существует монополия данного производителя на рынке.

v Отсутствуют товары-заменители.

На эластичность предложения влияют следующие факторы:

v Стоимость хранения, способность к длительному хранению. Если товар не может храниться длительное время или стоимость хранения высока, то предложение товара будет неэластично.

v Особенность производственного процесса. Предложение товара эластично если производитель в ответ на повышение цены расширяет производство, или при снижении цены переключается на выпуск другого товара.

v Временной фактор: производитель не в состоянии мгновенно отреагировать на изменение цены т.к. требуется определенное время для расширения производства, связанное с наймом дополнительных рабочих, закупкой дополнительного оборудования, сырья. Также требуется время для сворачивания производства / расчета с кредитором.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.