Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и совокупное предложение




1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

3. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в равновесной точке.

 

1) Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупный спрос – это модель в виде кривой, показывающая реальный объем национального производства (РОНП), который потребители (домохозяйства, предприятия, правительство и иностранцы) готовы купить за конкретную цену в течение определенного периода времени.

На совокупный спрос влияют следующие ценовые факторы:

§ Эффект процентной ставки. Если повышается уровень цен, то при прочих равных условиях возрастает спрос на деньги, что ведет к повышению процентной ставки на кредиты. В результате совокупный спрос сокращается из-за замедления инвестиционных процессов на предприятиях и сокращения покупок населением товаров в кредит.

§ Эффект дохода и богатства. При повышении уровня цен, материальные и финансовые активы населения и предприятий обесцениваются. При прочих равных условиях население становится более бедным. Т.е. оно будет меньше тратить. Совокупный спрос уменьшается.

§ Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен на товары и услуги национального производства, отечественная продукция становится дороже и при прочих равных условиях спрос на аналогичные, ставшие относительно дешевле, импортные товары увеличится. В результате совокупный спрос на отечественную продукцию сократится.

На совокупный спрос влияют также неценовые факторы, смещающие кривую совокупного спроса вправо / влево. Соответственно увеличивается / уменьшается совокупный спрос на товары и услуги.

К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:

§ Потребительские расходы. На изменение потребительских расходов влияют следующие подфакторы:

­ Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовые активы и недвижимость. Резкое снижение реальной стоимости активов приведет к увеличению сбережений потребителей как к средству восстановления их благосостояния. В результате потребительские расходы сократятся и совокупный спрос уменьшится.

­ Ожидание потребителей. Ожидание роста цен и повышения дохода в будущем приведет к увеличению совокупного спроса в текущем периоде и наоборот.

­ Задолженность потребителя. Повышенный уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних закупок в кредит может заставить его сократить текущие расходы с целью возмещения долгов, что приведет к сокращению совокупного спроса.

­ Налоги с населения. Понижение налоговых ставок приведет к повышению чистого дохода и к росту количества покупок при данном уровне цен. Совокупный спрос повышается.

§ Инвестиционные расходы. На изменение инвестиционных расходов влияют следующие подфакторы:

­ Процентные ставки. При прочих равных условиях повышение процентных ставок ведет к снижению инвестиционных расходов. Совокупный спрос сокращается.

­ Ожидаемые прибыли от инвестиций. Благоприятные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал делают более привлекательными инвестиции, что в результате ведет к росту совокупного спроса и наоборот.

­ Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Соответственно, инвестиционные расходы снижаются – как и совокупный спрос.

­ Технологии. Новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и, как следствие – к увеличению совокупного спроса.

­ Избыточные мощности. Наличие избыточных мощностей у предприятий (т.е. неиспользуемого капитала) сдерживает спрос на новые инвестиции т.е. уменьшает совокупный спрос.

§ Государственные расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен ведет к увеличению совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут неизменны.

§ Чистый экспорт. На изменение чистого экспорта влияют два подфактора:

­ Национальный доход других стран. Если национальный доход других стран увеличивается, т.е. повышается покупательская способность иностранных потребителей, то это может привести к росту чистого экспорта и, соответственно, к росту совокупного спроса.

­ Влияние валютных курсов. Пример: в случае понижения курса RUR по отношению к USD, российские экспортируемые товары в USD будут стоить дешевле, чем аналогичная импортная продукция. Понижение цены на экспортируемый товар может привести к увеличению спроса на него за рубежом. Т.е. чистый экспорт увеличивается и, соответственно, растет совокупный спрос.

2) Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Совокупное предложение – это модель в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства (РОНП), который могут и готовы предложить предприниматели за конкретную цену в течение определенного периода времени.

I отрезок – Кейнсианский отрезок. Объем национального продукта изменяется при постоянном уровне цен.

II отрезок – Восходящий / Промежуточный. Объем национального продукта и уровень цен изменяются прямопропорционально.

III отрезок – Вертикальный / Классический. Объем национально продукта неизменен, а уровень цен меняется.

На совокупное предложение оказывают влияние неценовые факторы, приводящие к смещению кривой совокупного предложения. К неценовым факторам относятся:

§ Цены на ресурсы. На изменение ресурсных цен оказывают влияние такие подфакторы, как:

­ Наличие внутренних ресурсов. Увеличение предложения внутренних ресурсов, например, природных ресурсов, капитала и т.д. ведет к понижению цен на них. В результате снижаются издержки на производство единицы продукции и, следовательно, совокупное предложение увеличивается.

­ Цены на импортные ресурсы. Если снижаются цены на импортные ресурсы, используемые при производстве товаров и услуг, то затраты на производство продукции снижаются и совокупное предложение растет.

­ Господство на рынке. Это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. В результате, повышение цен на ресурсы увеличивает издержки на производство единицы продукции и совокупное предложение падает.

§ Производительность труда. В общем виде под производительностью понимают отношение реального объема производства к затратам. Рост производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов / затрат можно получить большую величину РОНП и наоборот.

§ Изменение правовых норм. Выделяют две категории таких изменений:

­ Изменение налогов и субсидий.

o Повышение налогов с предприятий может привести к росту издержек на производство единицы продукции и, следовательно, к сокращению совокупного предложения и наоборот.

o Выделение субсидий предприятиям позволяет снизить производственные издержки, что ведет к росту совокупного предложения.

­ Изменение характера государственного регулирования. В большинстве случаев усиление государственного регулирования деятельности предприятий ведет к росту расходов, связанных с большим объемом отчетности и канцелярской работы. В результате увеличения издержек производства, совокупное предложение падает.

3) Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения в равновесной точке.

► Увеличение совокупного спроса.

Увеличение совокупного спроса на I горизонтальном отрезке с до ведет к увеличению РОНП с до не затрагивая при этом уровня цен. Увеличение совокупного спроса на II промежуточном отрезке с уровня до ведет к одновременному росту общего уровня цен и РОНП. Несмотря на рост цен, инфляция как таковая в чистом виде не проявляется, поскольку повышение уровня цен сопровождается ростом объема производства. Увеличение совокупного спроса на III классическом отрезке с уровня до ведет к повышению общего уровня цен с до при неизменном объеме национального продукта. Т.е. потенциальные возможности производства полностью исчерпаны и в экономике наблюдается полная занятость и полный объем производства.

► Уменьшение совокупного спроса.

Если после увеличения совокупного спроса он начнет уменьшаться, то равновесное состояние из точки перейдет в точку а не в точку . Это означает, что при снижении совокупного спроса уровень цен остается прежним, а РОНП резко сокращается до уровня .

Подобное явление (когда уровень цен не снижается вслед за снижением совокупного спроса) называется проявлением эффекта храповика. Причиной проявления эффекта храповика является неэластичность цен при спаде производства. Неэластичность цен объясняется следующими причинами:

§ На многих предприятиях цена формируется по принципу издержки + наценка. В большинстве случаев большую долю в затратах занимает з/плата. Как правило, уровень з/платы не имеет тенденции к снижению при спаде объема производства. Поэтому уровень цен остается прежним или даже увеличивается. Выделяют следующие причины того, что з/плата не снижается при спаде объема производства:

­ Многие работники работают на договорной / контрактной основе. В договоре / контракте оговаривается определенный уровень з/платы, который не может быть изменен до окончания срока действия договора / контракта.

­ Многие предприятия не склонны к понижению уровня з/платы поскольку ее снижение ведет к уменьшению стимула к труду. При этом предприятие понесет больше убытков, чем предположительно сэкономит от снижения фонда з/платы.

­ На крупных предприятиях значительные капиталовложения связаны с совершенствованием рабочей силы и эти вложения дают отдачу в течение длительного периода времени. Т.о., администрация не пойдет на сокращение квалифицированных работников и на снижение их з/платы с целью сокращения общего фонда з/платы.

§ Многие промышленные предприятия обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса, выбрав в качестве альтернативы еще большее сокращение производства.

► Изменение совокупного предложения.

Увеличение совокупного предложения с уровня до ведет к росту РОНП с уровня до и к снижению общего уровня цен с до . Уменьшение совокупного предложения с уровня до приведет к инфляции, обусловленной ростом издержек, т.е. общий уровень цен повысится с до , а РОНП сократится с до .

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.