Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Лекция 10

 

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

- развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Принципы воспитания:

– общественная направленность воспитания;

– связь воспитания с жизнью, трудом;

– опора на положительное в воспитании;

– единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения.

Занимаясь воспитанием, педагог профессиональной школы дол­жен хорошо представлять себе не только конкретные педагогические действия, но и знать, какими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процес­са формирования личности.

Закономерности дают знание о том, как протекают воспитатель­ные процессы. Закономерности воспитания как процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами воспи­тательного процесса.

Воспитание как социальное явление, является функцией обще­ства по подготовке подрастающего поколения к жизни и опирается на следующие общие закономерности (В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов):

1. Обязательность присвоения подрастающим поколением социально­го опыта старших поколений.

2. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства, уровнем развития про­изводительных сил общества и соответствующих им производствен­ных отношений.

3.Характер воспитания определяется интересами, господствующими в обществе.

4. Результаты воспитания зависят от характера деятельности, в кото­рую на том или ином этапе своего развития включается подрастаю­щее поколение.

5.Результаты воспитания определяются единством целей, содержа­ния и методов воспитания.

Как отмечает В.А. Сластенин, различия в организации препода­вания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т,е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют ме­сто в деятельности мастера производственного обучения. Например, мастер производственного обучения в процессе своей деятельности решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организовал, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Хороший мастер производственного обучения, мастер-профессионал не только передает свои знания, умения ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление.

Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются, прежде всего, те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности мастера производственного обучения. В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера производственного обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закономерности и принципы процесса обучения | Иерархия целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.