Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые позиции ведущего группы

 

Роль – это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными, рассматриваются в аспекте их соответствия групповым потребностям и реализуются в данном социальном контексте.

 

Для систематизации возможных типов поведения ведущего используют такие категории, как “роль”, “ориентация”, “терапевтический стиль”. Поведение ведущего группы, стиль его общения и манера реагирования играют огромную роль в работе группы.

Кратохвил описывает 5 основных ролей ведущего группы:

· Роль лидера. В этой роли терапевт открыто проявляет свою власть, постоянно воздействуя на членов группы: поддерживает, критикует, побуждает их к действию и др. В таких группах пациенты сильно зависят от терапевта. Активная позиция терапевта характерна для психодрамы, гештальт-терапии, а также ТА.

· Роль аналитика. Для возможности проецировать на терапевта свои чувства последний должен быть нейтральным, чистым "экраном для проекций". Он ведет себя пассивно, индифферентно, никак себя не проявляет, не дает оценок, советов, дает группе возможность свободно ассоциировать и свободно взаимодействовать. Группа вскоре сама начинает понимать, что полезно, а что – пустая трата времени. Терапевт постепенно начинает интерпретировать поведение и поступки пациентов, затем группа начинает принимать участие в толкованиях и обсуждениях.

· Роль комментатора. Он не руководит группой, а время от времени обобщает и комментирует все, что произошло в группе. Он выступает в качестве своеобразного "зеркала". Комментарии он преподносит в виде резюмированного описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений. Отсутствие указаний часто вызывает у группы агрессию, группа иногда начинает игнорировать терапевта. Повторными комментариями он акцентирует внимание на важных динамических моментах, и группа начнет понимать, что происходит.

· Роль эксперта. Эксперт практически не принимает участия в процессе, не говорит о своих чувствах, но иногда советует, что следовало бы сделать, предлагает использовать в определенные моменты каким-либо приемом. Он координирует обсуждение, дает возможность высказаться тем участникам, которым сложно проявить себя. Эксперт не навязывает определенных решений, но не отказывается содействовать, не фрустрирует группу, не держит ее в напряжении из-за недостатка информации.

· Роль аутентичной личности. Терапевт ведет себя как член группы, выражает свои реальные чувства. Являясь примером для других, он помогает создать нормы группы. Ограничения этой роли связаны:

· с личностными качествами терапевта;

· с целями группы;

· с сиюминутными потребностями группы.

Либерман, Ялом и Майлз выделили 4 основных стиля руководства.

1) Эмоциональная стимуляция: терапевт стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы, проявляет чувства. Его поведение говорит: "Посмотри на меня и делай, как я".

2) Опека: окружает членов группы теплом и вниманием, оказывает поддержку.

3) Познавательная ориентация: вербализует чувства пациентов, переводя их на обычный язык, интерпретирует переживания.

4) Исполнительная функция: устанавливает правила, нормы, направляет деятельность, следит за временем, предлагает, расспрашивает, решает. Такой терапевт держит группу в полном повиновении.

В связи с тем, что стили руководства комбинируются и проявляются по-разному у разных терапевтов, исследователи создали следующую типологию руководителей групп:

· Опекуны: заботятся о пациентах, обеспечивают познавательную ориентацию и советуют, как себя изменить.

· Стимуляторы: высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции.

· Социальные инженеры: ориентированы на группу и занимаются отношением группы к ней самой. Проявляют умеренный уровень заботы и поддержки. Интересуются скорее группой, чем индивидом.

· Личностно-нейтральные руководители: постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом. Эмоциональное стимулирование средней силы и слабая забота.

· Либеральные руководители: преобладает познавательная ориентация, низкий уровень проявления остальных стилей.

· Командиры: высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.

Первые три типа руководителей считаются эффективными, последние три – малоэффективными.

Иногда групповой терапевт постоянно придерживается одной роли, иногда меняет роли на разных этапах. На начальном он может быть комментатором или аналитиком, в дальнейшем – экспертом или аутентичной личностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка групповых психотерапевтов | В ходе работы психолог может играть разные роли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.