Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления финансовой политики России в современных условиях




 

Сегодня основным документом, определяющим финансовую политику в России, является Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию.

Структура Бюджетного послания следующая:

1.Итоги бюджетной политики за предыдущий период

2.Основные цели и задачи бюджетной политики на предстоящий период

3.Основные направления налоговой политики

4.Основные приоритеты бюджетных расходов (или политика в области расходов)

5.Совершенствование межбюджетных отношений

В Бюджетном послании Президента «О бюджетной политике в 2008 – 2010 гг.» основная цель сформулирована как содействие социальному и экономическому развитию России при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Кроме того, выделяют центральное направление бюджетной реформы – это снижение зависимости бюджетной политики от ценовой конъюнктуры на рынке нефти. Сейчас 52 % всех бюджетных доходов так или иначе связаны с доходами от нефти.

При этом предполагается решение следующих задач:

1.Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. При этом должно быть обеспечено снижение инфляции до 3 - 4 % годовых.

2.Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Здесь главная роль отводится Стабилизационному Фонду, который планируют преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений

3.Расширение горизонта планирования (период до 10 – 15 лет и более)

4.Обеспечение исполнения расходных обязательств

5.Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета

6.Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений

7.Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых услуг и повышению эффективности бюджетных расходов

8.Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе

9.Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы

10.Формирование и реализация федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему развитию Дальнего Востока и Забайкалья

Масштабы финансовой политики должны соответствовать возможностям государства и не наносить ущерб хозяйствующим субъектам и физическим лицам. Важное значение должно отводится формированию правового поля. В США действует приблизительно 7 тысяч законов, в Бельгии – 3 тысячи. В СССР было принято менее 100 Законов. Законам уделяется очень мало внимания. То есть пока правовое поле в России не создано. Характерно многообразие изменений и нововведений. Для примера, в США за 200 лет существования налоговой системы реформы осуществлялись лишь трижды в 1913, 1936, 1960 гг. При этом реформы касались лишь состава налогов. В России налоговая система формируется с 1992 года. Было введено более 50 новых налогов и ежегодно состав налогов кардинально менялся и преобразовывался.

Таким образом, стабильность политики – это важнейшее направление.

Особо следует остановиться на социальной политике.

Необходимо обеспечить доступность и бесплатность всех социальных услуг. Прежде всего, в области образования и здравоохранения, перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения. Сокращение социального неравенства и предоставления гражданам более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Среди факторов, сдерживающих экономический рост, выделяют нерациональность системы социальных расходов. Объем поступлений «на входе» в социальную систему значительно ниже объема денежных средств «на выходе». То есть очень высокий уровень взносов и низкий уровень выплат.

Введение накопительных принципов имеет ряд недостатков. Прежде всего, это значительный риск. Происходит снижение темпов экономического роста. Поэтому возникают проблемы у крупных инвесторов с вложением и организацией накоплений. Уровень социальной защиты должен стимулировать поиски работы, дальнейшее продолжение трудовой деятельности.

Введение социального налога привело к обезличиванию средств. В мировой практике не применяется термин «налог». Часть средств поступает в распоряжение государства, а не на финансирование социальных программ и социальных выплат.

Параметры бюджета на 2008 – 2010 годы отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные параметры федерального бюджета РФ на период 2008 – 2010 годы, млрд. руб.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Сумма, млрд. руб. Доля в ВВП, % Сумма, млрд. руб. Доля в ВВП, % Сумма, млрд. руб. Доля в ВВП, %
Доходы бюджета   19,1   18,8   18,1
Расходы бюджета   18,6   18,6   18,0
Процентные расходы 188,5 0,5   0,5   -
Непроцентные расходы 6311,8 18,1   17,6   -
Условно утверждаемые расходы (2,5 % всех расходов) - -   0,5   -
Профицит   0,5   0,2 36,5 0,1
Справочно: Цена барелля нефти (дол)   -   -   -

 

В развитых странах посредством бюджета перераспределяется до 50 % ВВП. В России пока менее 20 %.

Стабилизационный фонд на начало 2006 года – 1237 млрд. руб.

Золотовалютные резервы на 13.01.06 – 5168,8 млрд. руб. (184, 6 млрд. долларов)

Базовыми компонентами эффективного управления общественными финансами являются:

1.Финансовая (налогово-бюджетная прозрачность)

2.Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов.

3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений.

4.Консолидация бюджета и бюджетного процесса

5.Среднесрочное финансовое планирование

6.Бюджетирование, ориентированное на результат

7.Эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.

Основными направлениями финансовой политики России являются:

1.Преодоление финансового кризиса и его последствий.

2.Обеспечение адресной поддержки наименее социально защищенных слоев населения.

3.Ограничение размера государственного долга.

4.Осуществление государственной поддержки реального сектора экономики за счет создания благоприятного инвестиционного климата и выделения на инвестиционные цели бюджетных средств.

5.Увеличение доходной базы бюджетов.

6.Совершенствование структуры расходов бюджетов.

7.Укрепление текущего и последующего контроля.

8.Формирование реалистичных бюджетов.

 

 

Лекции 7, 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.