Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие положительных индивидуальных свойств личности – способностей интересов, склонностей

Формирование обобщенных типологических свойств личности

Развитие функциональных механизмов психики.

Усвоение личностью опыта предшествующих поколений.

Социально-личностный подход к заданию целей обучения физике.

Основная идея данной классификации исходит из основной задачи образования: задача развития личности ребенка, который является центральным объектом учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим цели обучения физике включают два аспекта: социальный и личностный.

Социальный аспект отражает требования общества к образованию, личностный – потребности обучаемого.

Реализация социально-личностного подхода к заданию целей образования требует анализа структуры личности. Исходя из цели образования – всестороннего развития личности, выделяют четыре группы социально-личностных целей: 1) усвоение личностью опыта предшествующих поколений; 2) развитие функциональных механизмов психики; 3) формирование обобщенных типологических свойств личности; 4) развитие положительных индивидуальных свойств личности – способностей интересов, склонностей.

Выделенные группы целей представляют собой их классификацию. Рассмотрим их в применении к конкретным целям обучения физике:

▪ Формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира.

▪ Формирование знаний о методах познания в физике.

▪ Формирование знаний о научных основах техники и об основных направлениях научно-технического прогресса.

▪ Формирование экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению задач.

▪ Формирование научного мировоззрения.

▪ Формирование представлений о роли физики в жизни общества о связи развития физики с развитием общества, техники, других наук.

▪ Подготовка к практической деятельности, выбору профессии.

▪ Развитие восприятия, памяти, речи, воображения.

▪ Развитие мышления.

▪ Формирование самостоятельности.

▪ Развитие общих способностей.

▪ Формирование нравственных качеств личности.

▪ Воспитание эстетического восприятия мира.

▪ Формирование оценочных умений.

▪ Развитие способностей к физике.

▪ Развитие интересов к физике.

▪ Формирование мотивов учения.

Цели обучения физике связаны между собой и имеют свою специфику для классов разных профилей. Специфика целей обучения проявляется в том, что общие цели приобретают разную значимость. Заданные таким образом цели обучения, носят описательный характер. (Эти положения подтвердить примерами самостоятельно).

Стремление задать цели обучения в виде конечных результатов привели к разработке их различных таксономий.

Таксономии целей обучения физике (дополнительный материал).

Таксономия (от греч. taxis – расположение, порядок, строй и nomos - закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение; в 60-7- гг. 20 в. возникла тенденция определять таксономию как раздел систематики, как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов – таксоны.

В дидактике наибольшую известность и распространение получила таксономия целей обучения американского ученого Б.С.Блума. В познавательной области Блум выделяет 6 категорий целей:

1) знание (информация),

2) понимание (трансформация, интерпретация, экстраполяция),

3) применение общих принципов в новых ситуациях,

4) анализ (умение осуществлять деление целого на элементы и части, вскрывая их связи и отношения),

5) синтез (умение объединять отдельные элементы в целое, обладающее новым качеством, получение новой структуры),

6) оценка (умение рассмотреть истинность идей, работ, условий и т.д. на основе имеющихся или созданных критериев).

Недостатки данной таксономии: в ней отсутствует такая категория, как решение проблем, или виды осуществления творческой, исследовательской деятельности, операции анализ и синтез располагаются после понимания, в то время как понимание без анализа и синтеза невозможно.

В отечественной дидактике общепринятой является таксономия целей обучения В.П.Беспалько. Он выделяет 4 уровня обучения и соответственно 4 уровня знаний, которые отражают требования к результатам обучения.

1 уровень – узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действенности (знания-знакомства) при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними;

2 уровень – репродуктивное (воспроизведение) действие (знания-копии) путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе для выполнения известного действия;

3 уровень – продуктивное действие – деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения); испытуемым добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или трансформации известного алгоритма для выполнения нового действия;

4 уровень – творческое действие, выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования ориентировочной основы для деятельности (знания-трансформации); в процессе этой деятельности добывается объективно новая информация.

С определенными оговорками данная таксономия может быть применима в средней школе. Познавательные цели обучения выражаются через требования к уровню подготовки учащихся, сформулированные в виде конкретных умений и навыков, и представлены в проекте Государственного образовательного стандарта по физике.

Помимо таксономии познавательных целей обучения методистами предложена таксономия целей в эмоциональной области, в основе которой лежит понимание учащимися эстетических моментов в науке. Выделяют 5 категорий:

- фиксация внимания на элементах, вызывающих эстетические переживания, готовность к восприятию, осознанию воспринимаемого (рецепция);

- реакция на эти элементы (активность), легкость включения учащегося в деятельность, податливость к ответам на вопросы, успешность ответов;

- убежденность (оценка) – готовность отстаивать свои идеи и точку зрения, умение выбирать ценности и идеи;

- избирательность – умение выделить главное из набора одинаковых фактов, создание набора ценностных ориентаций;

- индивидуальность – интегративная избирательность и убежденность, выбор системы ценностей и взглядов на мир – высший уровень сформированности личности.

В соответствии с таксономией в психомоторной сфере выделены следующие уровни развития психомоторных способностей учащихся:

- имитация – непроизвольное повторение действия в результате наблюдения и подражания;

- манипуляция – действие по инструкции, по плану (модели), зафиксированное в осознанном умении;

- четкость – полноценное, уверенное выполнение действия, контролируемое сознанием, без инструкции и моделей;

- расчлененность – умение выполнять согласованно серию действий с осознанным контролем;

- завершенность – серия действий, выполняемых автоматизированно с полным усвоением.

Эти таксономии могут быть использованы при конкретизации целей обучения, связанных с формированием видов деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности.

 

Лекция 6.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

1. Формирование глубоких и прочных знаний. В объяснительной записке к программе по физике для общеобразовательной школы формирование глубоких и прочных знаний называется первоочередной целью обучения вообще и физики в частности и формулируется как необходимость овладения школьниками знаниями: - об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях методах физической науки; - о современной научной картине мира; - о широких возможностях применения физических законов в технике.

Эти знания могут и должны быть усвоены на разных уровнях. Для практических целей наиболее удобна система уровней усвоения, основанная на таксономии Блума. В ней выделяют 4 уровня: 1 уровень – запоминание знаний; 2 уровень – понимание знаний; 3 уровень – применение знаний в знакомой ситуации или умение выполнять деятельность по образцу; 4 уровень – применение знаний в новой ситуации или умение выполнять творческую деятельность.

Введение понятия уровня усвоения знаний позволяет рассматривать в неразрывной связи собственно знания элементов физических знаний и умений их применять в разных ситуациях: для решения задач, объяснения природных явлений, принципов работы различных машин, основ технологических процессов.

Рассмотрим, например, формирование у учащихся знаний второго закона Ньютона.

На 1 уровне предполагается, что учащийся может узнать формулу второго закона Ньютона среди других, воспроизвести ее, воспроизвести формулировку закона, описать опыт, с помощью которого можно подтвердить этот закон, назвать границы применимости закона.

На 2 уровне предполагается, что учащийся может объяснить его смысл, объяснить отраженные в законе причинно-следственные связи, определить место и значение закона в системе законов Ньютона.

На 3 уровне предполагается, что учащийся может решать тренировочные задачи на применение формулы второго закона Ньютона по известному алгоритму; экспериментально устанавливать зависимость ускорения тела от его массы и от действующей на него силы, работая по предложенной учителем инструкции; применять закон к объяснению явлений, наблюдаемых в жизни (движение при действии силы тяготения, силы трения и т.д.).

На 4 уровне предполагается, что учащийся может решать нестандартные задачи, самостоятельно планировать и осуществлять эксперимент по изучению закона.

Следует отметить особенности 4 уровня: во-первых, на является индивидуальным, усвоение знаний всеми учащимися на этом уровне невозможно и не требуется; во-вторых, перевод знаний с 1 уровня на более высокие осуществляется постепенно.

В курсе физике по каждой теме выделены основные, обязательные для усвоения элементы знаний и элементы знаний, являющиеся второстепенными, которые учитель вводит и объясняет, но может спрашивать не у всех учащихся. Следует добиваться от учащихся усвоения основного материала, не загружая их память множеством частных фактов.

В объяснительной записке говорится также, что к основному для всего курса материалу относятся законы сохранения (энергии, импульса, электрического заряда). Для курса физики основной школы (базового курса) – молекулярно-кинетические и электронные представления, понятия массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля и Ома. Для механики – идеи относительности движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона. Для молекулярной физики – основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, первой закон термодинамики. Для электродинамики – учение об электромагнитном поле, электронная теория, законы Кулона и Ампера, явления электромагнитной индукции. Для квантовой физики – квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии.

В основной материал входят и важнейшие следствия законов и теория, их практическое применение.

В программе по физике определен по каждому классу круг основных вопросов, знание которых необходимо учащимся. К ним относятся:

- физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.;

- приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, физические величины, значение которых они должны уметь определять опытным путем и др.;

- основные типы задач, формулы, которые учащиеся должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.

2. Политехническое обучение и профессиональная ориентация. Процесс школьного образования должен строиться с учетом реализации принципа политехнизма в современных условиях. Идея политехнического образования впервые была выдвинута в конце прошлого столетия.

К основным задачам политехнического обучения на современном этапе относятся:

- ознакомление учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса;

- ознакомление учащихся с физическими основами функционирования ряда технических устройств;

- развитие творческих технических способностей учащихся (что особенно актуально в условиях дифференцированного обучения);

- мотивация и активизация их познавательной деятельности;

- развитие творческого мышления школьника;

- формирование мировоззрения.

В содержание политехнического материала, включенного в учебный материал, изучаемого на уроках физики, выделяют следующие компоненты: взаимосвязь физики и техники; основные направления научно-технического прогресса; основные отрасли современного производства; конкретные технические объекты и технологические процессы; социально-экономические знания; экологические знания.

Реализация принципа политехнизма предполагает понимание учащимися двусторонней связи между физикой и техникой. С одной стороны, физика служит фундаментом техники, но с другой – техника стимулирует научные исследования, осуществляет индустриализацию физической науки, дает новые технические средства для физических исследований и экспериментов.

Физика – одна из наук, определившая начало и развитие научно-технической революции. В связи с этим политехническое образование требует ознакомление учащихся с научными основами наиболее важных направлений научно-технического прогресса (механизации, автоматизации, энергетики, электрификации, приборостроения и т.д.), с основными отраслями современного производства.

Прикладной характер политехнического материала предполагает изучение отдельных технических объектов и процессов, при этом особое внимание уделяется выяснению физических принципов действия различных механизмов.

Социально-экономический и экологический компонент появились в содержании политехнического образования сравнительно недавно. Без разъяснения учащимся технико-экономических проблем, социального значения современных научных достижений невозможно создать целостной картины современного производства.

Экологическое образование подрастающего поколения – одна из актуальных проблем, стоящих перед современной школой. Экологическая грамотность школьников – это составная часть политехнического образования, так как применение достижений науки должно строиться без нарушения равновесия в природе.

Формирование политехнических умений – важная задача политехнического обучения на уроках физики. Среди этих умений можно назвать следующие: пользоваться измерительными приборами и выполнять измерений; пользоваться таблицами; читать и строить графики; чертить схемы и собирать электрические цепи по этим схемам; оценивать погрешности измерений.

Очевидно, что политехнические умения являются неотъемлемой частью физических умений, без которых невозможно обучение физике. Это говорит о глубокой связи физического и политехнического образования.

Реализация принципа политехнического образования предполагает понимание учащимися роли опыта в процессе познания и места прикладного материала в структуре знания. Сопоставление содержания школьного курса физики и направлений научно-технического прогресса позволяет выбрать оптимальное содержание прикладного материала. Формирование политехнических знаний и умений учащихся на уроках физики происходит постепенно в течение всего процесса обучения. Важно, чтобы существовала определенная система, в которой были бы взаимосвязаны разделы курса физики, направления технического прогресса и отделенные вопросы прикладной физики и техники.

Формы и методы реализации политехнического обучения в процессе преподавания физики:

- объяснение учителем практических приложений физических законов и явлений;

- демонстрация принципов действия машин и технических установок;

- демонстрация кино-, теле- и видеофильмов с физико-техническим содержание;

- решение задач с технико-производственными данными;

- лабораторные и фронтальные практически работы, содержанием которых является изучение технических объектов, приборов и пр.;

- проведение экскурсий на производство;

- организация самостоятельных наблюдений, конструирования, технических разработок;

- приобщение учащихся к работе в физико-технических кружках;

- организация внеклассного чтения популярной научно-технической литературы и выставок такой литературы в школе;

- факультативные курсы прикладной физики.

Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике В самом общем определении профориентация – это специально организованная работа по подготовке учащихся к выбору профессии о оказание им помощи в этом выборе.

Структура профориентационной работы школы очень разнообразна и во многом дискуссионна. К наиболее существенным компонентам профориентации относятся следующие: ознакомление учащихся с отраслями народного хозяйства и с основными массовыми профессиями; организация целенаправленной деятельности школьников по подготовке к сознательному выбору профессии; консультирование учащихся по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

Ни одна учебная программа по физике ни в одной школе не содержит прямой задачи дать учащимся систематическое представление о конкретных профессиях. Однако, политехнический характер процесса обучения физике создает определенные возможности для введения профориентационной информации на уроке.

Одним из принципов отбора профориентационного материала является учет потребности общества в кадрах. Необходимо привлекать внимание учащихся, прежде всего к тем профессиям, в которых наиболее нуждается область и город. При отборе политехнического материала и конкретных примеров прикладного характера следует учитывать специфику производственного окружения школы.

Важным принципом отбора профориентационного материала является учет интересов и намерений самих учащихся. Выбор профессии – процесс сложный и длительный, связанный с развитием интересов и склонностей учащихся. Изучение физики открывает большие возможности в формировании интересов учащихся, связанных с физикой и техникой. Особая роль при этом принадлежит развитию способностей школьников к техническому творчеству.

При организации профориентационной работы возможно привлечение дополнительного материала, выходящего за рамки содержания школьного курса физики, определенного учебной программой. Задача учителя – отобрать материал, который был бы органически связан со школьным курсом физики.

3. Формирование научного мировоззрения. Становление мировоззрения учащихся наиболее интенсивно происходит в школьном возрасте. Свое место в жизни каждый человек определяет в зависимости с одной стороны от характера и содержания внешних воздействий на личность, с другой – от собственно личностных особенностей восприятия и осмысления окружающего мира. Существуют объективные причины, что каждый человек в большей или меньшей степени склонен к научному, религиозному или мистическому мировоззрению.

В процессе обучения и при взаимодействии с миром в целом каждый человек решает для себя проблему выбора той или иной мировоззренческой концепции. Роль учителя состоит в оказании помощи учащемуся в выборе концепции, при этом непроизвольно учитель проявляет в своей работе личное мировоззрение.

Важными характеристиками мировоззрения, формируемого при обучении физике, выступают научность и гуманистичность.

Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека, в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих определенному миропониманию.

Выделяют следующие аспекты мировоззрения: естественнонаучный, социальный, гуманитарный, гносеологический.

Основной вклад изучения физики в формирование мировоззрения состоит в создании у учащихся определенных системных философски осмысленных знаний о природе и процессе ее познания человеком, т.е. в формировании фундамента естественнонаучного и частично гносеологического аспектов мировоззрения.

Выделим основные компоненты формирования мировоззрения при обучении физике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Этапы РАЗВИТИЯ методики обучения физике в России | Третьим компонентом считают развитие диалектического мышления учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.