Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный акционализм




Феноменологическая социология

Вотношении изучения привычных интерпретаций и устой­чивых смыслов действий альтернативной символическому инте-ракционизму парадигмой является феноменологическая социоло­гия. Это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, на­деляющих действия друг друга смыслом, типичным для их жиз­ненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реаль­ность - социальные феномены. Социальная реальность конструи­руется, хотя большей частью непреднамеренно, в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных.

Образцами постановки и решения исследовательских про­блем для приверженцев концепции феноменологической социоло­гии служат работы выдающегося австрийского философа и социо­лога Альфреда Шюца (1899-1959) и его учеников - немецкого со­циолога Томаса Лукмана (р. 1927) и американских социологов Пи­тера Бергера (р. 1929) и Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

Вотношении изучения конфликтов и неравенства на уровне микросоциальных процессов альтернативой другим микросоцио­логическим парадигмам является социальный акционализм - кон­цепция, разработанная известным французским социологом Але­ном Туреном (р. 1925). В книгах «Социология действия» (1965) и «Производство общества» (1973) он представил исследователь­ский подход, основанный на тезисе, что социальное действие по­рождает ценности и нормы, которые служат для индивидов ориен­тирами в их деятельности и придают этой деятельности устойчи­вость и упорядоченность, то есть образуют социальные структуры.

Основные дилеммы:

1. Одна из важнейших теоретических дилемм в социологии связана с проблемами соотношения человеческого действия и социальной структуры. Являемся ли мы создателями общества или созданы им? Выбор между этими альтернативами отнюдь не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд; фактически проблема заключается в том, как связать два указанных аспекта социальной жизни вместе.

2. Другая дилемма связана с тем, являются ли общества упорядоченными и гармоничными, или их следует рассматривать как арену постоянных конфликтов. И вновь два указанных подхода не являются абсолютно противоположными, и мы должны показать, какова взаимная связь консенсуса и конфликта. При решении этой задачи полезно обратиться к понятиям идеологии и власти.

3. Третий пункт постоянных дебатов в социологии — анализ современного социального развития. Формируются ли процессы перемен, происходящих в современном мире, прежде всего под влиянием капиталистического экономического развития, или основное влияние оказывают другие, неэкономические факторы? Позиции, занимаемые в этой дискуссии, определяются в известной степени политическими взглядами и ориентациями различных социологов.

4. Четвертая дилемма связана с тем, как рассматривать проблему гендера в рамках социологического анализа. Феминистские организации бросили социологии вызов, который был, хотя и с опозданием, принят на уровне эмпирического исследования: сегодня работ, посвященных проблемам и мировоззрению женщин, имеется значительно больше, чем когда-либо ранее. Однако само по себе это не решает вопроса, как наилучшим образом анализировать гендер и его связь с традиционными подходами в социологии.

3. Методы исследования в социологии

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, рейтинге президента, семейном бюджете, профессиональном престиже, уровне разводов, количестве безработных. Обобщая данные в статистические таблицы и выводя закономерности, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.

Сбор эмпирической информации, или первичных данных, производится несколькими способами: анкетным опросом, интервью, наблюдением, экспериментом, анализом документов. Самый распространенный метод — анкетирование. Вначале социолог составляет общую схему явления, которое предстоит изучить, допустим, забастовку. Эта схема включает абстрактные понятия, которые затем переводятся в совокупность вполне конкретных и наблюдаемых признаков. К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и число сочувствующих им, объем нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции.

Для того, чтобы построить теорию, исходные понятия логически связывают между собой. Подобные связи вначале носят гипотетический характер, но обязательно выражают какие-то существенные черты явления; например, предполагается, что с увеличением продолжительности забастовки количество сочувствующих убывает. Или с увеличением продолжительности увеличивается вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Точно сформулированные гипотезы легче проверить на фактах, нежели абстрактные и неопределенные. Вот почему общую схему необходимо конкретизировать (социологи употребляют для этого особый термин — операционализировать).

На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, если цель — узнать мнение людей, либо записываются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации, если цель — выяснить не субъективные мнения, а объективные факты. К примеру, в анкете социолог запишет такие вопросы: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, пассивным участникам, сочувствующим или к числу ее противников? Станете ли вы поддерживать забастовщиков, если акция продлится слишком долго? Подобные сведения нельзя получить, обобщая статистику. Но она даст социологу информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах, на начальной стадии, на конечной стадии, сколько человек активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину явления. В результате выстраиваются определенные тенденции событий, выявляются зависимости одного события от другого, скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки. Если первый признак уменьшается по мере того, как возрастает второй, то ученый делает вывод о подтверждении своей гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то его теория верна. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как теорию, хотя бы частично, подтвердят в других исследованиях.

Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований неисчислимо больше, и не все они заканчиваются созданием теории. Большинство из них годятся лишь для решения частных вопросов — скажем, совершенствования кадровой политики на данном предприятии, организации партийных выборов, оказания помощи нуждающимся.

Как бы то ни было, но представить себе социолога без анкеты трудно. Она для него значит то же, что для геолога теодолит. Анкета размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем 30 — 40 вопросов. Тех, к кому они обращены, называют респондентами. Вопросы должны формулироваться как можно более точно и конкретно. Нельзя допускать неясностей, двусмысленности. Все они делятся на два основных типа — открытые и закрытые. В открытых после формулировки вопросах социолог оставляет свободное место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье?" В закрытых после формулировки вопросах социолог предлагает список закрытий, или альтернатив. Пример: "Каков доход на одного человека в вашей семье? 1. До 20000 рублей. 2. От 20001 до 100000 рублей. 3. От 100001 до 200000 рублей. 4. Свыше 200000 рублей". Один и тот же вопрос можно сделать открытым или закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социолога исчерпывающего знания проблемы. Открытые вопросы используются там, где социолог не достиг полного понимания ситуации и проводит исследование с разведывательной целью.

Если в группе не меньше 15 — 20 человек, то для учебной игры в анкетный опрос такого количества вполне достаточно. Ведь вы не собираетесь излишне обобщать полученные выводы и распространять их на всех учеников Москвы или России. Но для социологов этого мало. Они ставят другую цель: обобщить полученные выводы до уровня всего населения. Иначе социологическое исследование, если оно научно, проводить бессмысленно. Социолог стремится получить типичную картину явления, ему нужны правила, а не исключения из них.

С точки зрения статистики, наилучшим выступает сплошной опрос. Ярким примером является всеобщая перепись населения. С начала XIX века они стали проводиться в европейских странах, а сегодня используются повсеместно. Переписи дают богатейшую и точную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет.

Социологи обнаружили гораздо более экономичный и в то же время не менее надежный способ получения информации. Он называется выборочным обследованием. Если обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить сведения, в качестве генеральной совокупности, то выборочная совокупность (или просто выборка) явится ее точной, но уменьшенной копией. Умельцы создают точные модели кораблей и автомобилей, в десятки и сотни раз меньшие по сравнению с оригиналом. Знаменитый институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 — 2 тысячи человек, а получает достоверные сведения о том, как будут голосовать на предстоящих выборах все 300 миллионов американцев. Ошибка не превышает нескольких процентов. Правда, есть примеры иного рода. Перед выборами 12 декабря 1993 года российские социологи не смогли правильно предсказать даже порядок, в каком политические партии расположатся на финише.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Действительно, если вы хотите посмотреть на Афганскую войну глазами ее участников, то в генеральную совокупность войдут все воины-"афганцы". Голосование на парламентских выборах касается не всего населения, а только лиц, достигших 18 лет. Но вероятность попасть в выборку должны иметь одинаковую все воиныафганцы" и все выборщики независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, затрудняющих их поиск. Профессиональный социолог обязательно доберется до нужного респондента, выбранного случайным образом, каких бы трудов ему это ни стоило. Дилетант опросит тех, кого встретил на улице, или просто знакомых. Если вы хотите знать мнение типичного москвича, а пользуетесь телефонным справочником, то вероятность ошибки невелика: в Москве телефоны есть практически у всех. А что произойдет, если телефонный опрос проводится в Яранске или Костроме?

Итак, выборочная совокупность должна быть точной копией генеральной. Это основа основ научной социологии. Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в противном случае социолог не имеет права обобщать выводы исследования, в ходе которого опрошена часть людей, до уровня всего населения, т.е. эти выводы не будут верны в отношении населения в целом. Репрезентировать значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Математическая статистика вооружила социолога самыми современными методами расчета выборки. Главное — чтобы накануне социолог точно определил, кто является типичным представителем генеральной совокупности, и добился того, чтобы у всех были равные шансы попасть в выборку. А кто именно должен быть опрошен, решают случай и математика.

Принципы выборочного обследования лежат в основе всех методов социологии: анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Действительно, каким бы способом вы ни изучали людей, но всех их охватить невозможно.

Вторым по популярности стоит интервью. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. К наблюдению социологи прибегают еще реже. При этом различают включенное и невключенное наблюдение. Если социолог изучает поведение забастовщиков со стороны (в специальном бланке отмечает все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, ведет себя как они и изучает ситуацию изнутри» то он проводит включенное наблюдение. Наконец, эксперимент, в том виде, в каком он применяется в физике или химии, очень редко используется в социологии. Гораздо чаще его можно встретить в психологии и экономике. На вопрос о том, почему в социологии не прижился эксперимент, попробуйте ответить самостоятельно.

Итак, основным методом сбора эмпирической информации в социологии служит анкетный опрос. Как и другие методы, он строится на принципах выборочного обследования. Выделим ключевые понятия:

Анкетный опрос

Наблюдение

Генеральная совокупность

Открытый вопрос

Респондент

Ошибка репрезентативности

Интервью

Эксперимент

Выборка

Закрытый вопрос

Репрезентативность

Гипотеза

 

4. Функции социологии

Термин функция в социологии подразумевает:

· назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности;

· зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная: социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

2. Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная): речь идет об использовании социологического знания в различных областях социальной практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

3. Мировоззренческая: социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Через эти функции социология влияет на экономическую, социальную, политическую и духовную жизнь общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.