Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание организации как объекта управления

Любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описа­ния. Самое общее представление об организации как объекте уп­равления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы ме­неджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с други­ми организациями деловой среды (табл. 2.3).

Значение параметров для характеристики организации

Назначение организации. Эта характеристика необходима для оп­ределения места и роли организации в общем экономическом про­странстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т. д. В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо опреде­лить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рас­сматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeing считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные систе­мы, Sony — миниатюризацию. Philips — видеоинформацию.)


Таблица 2.3

Описание организации как объекта управления

 

Параметр описания Характеристика
Название, местона­хождение Официальное наименование, адресные данные
Назначение Цели и виды продукции и услуг
Отраслевая принад­лежность При многопрофильности выделяется главная отрасль
Правовая форма и вид собственности В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации
Историческая справка Основные этапы развития, определившие современ­ное состояние организации
Структура Состав ее подсистем (производственных и управляю­щих)
Структура управления Тип, вид, сложность, управляемость
Ресурсы Основные виды, размеры
Культура Ценности, разделяемые членами
Ключевые факторы внешней среды Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание — организациям-конкурентам
Руководство Разделение власти и ответственности, стиль

Местонахождение организации является важной характеристи­кой, которая отражает географию размещения ее подразделений и филиалов, а также предопределяет характер территориальных свя­зей с другими организациями.

Отраслевая принадлежность. С точки зрения управления орга­низациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, од­нородных по своему месту в технологическом цикле:

1) отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т. д.;

2) отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;

3) отрасли третичного цикла, предприятия и организации кото­рого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедея­тельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства,

розничная торговля и др.; в состав этого сектора в последнее время включают также все организации и институты, которые занимают­ся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой челове­ческой деятельности, как информационная технология. Высказы­вается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами.

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

• корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны;

• индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринима­тельские структуры среднего и малого размера.

Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные зако­ном условия ее существования.

Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и эта­пы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, глав­ное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История помо­жет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок

Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом.

Об этом весьма красноречиво свидетельствует следующее заявление: «...сегодня в обществе доминирует, и не всегда безосновательно, в основном негативное восприятие корпораций. И корпорации, и их руководители в настоя­щее время являются лидерами в рейтинге общественных злодеев. В телевизи­онной утренней программе мультфильмов для детей можно увидеть, как жад­ные компании пытаются сбросить ядовитые отходы своего производства в жи­вописное озеро. Днем в ток-шоу показывают бизнесменов, которые безжалост­но эксплуатируют своих работников. Затем наступает время «мыльных опер» и кинофильмов, и здесь одним из персонгокей почти обязательно является капи­талист, который строит опасные ядерные электростанции поблизости от насе­ленных пунктов. Конечно, в сценарии нельзя обойтись и без высокопоставлен­ных менеджеров, которые провозят контрабандой наркотики в головках кукол или продают детей через детские дома и приюты. Какую бы гадость вы ни при­думали, которую могут совершить представители бизнеса, почти всегда есть шанс, что на эту тему уже сняты фильм или телепередача» (Гуияр Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М., 2000, с. 360).

Западные фирмы создают и удерживают имидж своих компа­ний самыми разными способами, не исключая использования по­тенциала фирм, известных высоким качеством продукции, но по­павших в финансовые тиски.

Так, в течение четырех лет американская фирма по продаже одежды «Харве Беннарт» торговала пальто из шерстяных тканей, производимых на московском предприятии, под своей маркой. За это она платила тем, что делала регуляр­ные заказы, вводила передовые технологии и организацию производства, учила работать по-рыночному (Эксперт, 25 мая 1998, № 19, с. 55).

Имиджу компаний до перехода на рыночные рельсы хозяйствова­ния в нашей стране придавалось не слишком большое значение. Иное дело теперь, когда отечественные организации выходят на мировые рынки, где их не только не ждут, но всячески препятствуют продвиже­нию. Многие руководители предприятий поняли ситуацию на рынках и стали проявлять большую заботу по поводу создания или поддержа­ния на высоком уровне имиджа, определяемого маркой фирмы, кото­рая ассоциируется с высоким качеством, вызывает доверие, позитив­ное отношение со стороны покупателей продукции и тем самым по­зволяет продвигать продукцию на рынки. Создание такой марки — дело трудоемкое, требуюшее много усилий и времени, нередко ком­пании не жалеют денег на ее приобретение у других организаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организации и управление | Выбор речевой стратегии и принципов делового общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.