Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация учения

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.

I. Знание усвоено непрочно. Осознание, соотнесение с прошлым опытом недостаточно. Ученик не может провести актуализацию знаний. Повторное воспроизведение информации позволяет проявить слабые следы узнавания(?)

II. Аналогично I-му, но Знание закреплено лучше в памяти, легче актуализируется по запросу

III. Информация осмыслена, закреплена в памяти, что даёт возможность использовать её для выполнения в том числе умственных или практических действий. Но связь с прошлым опытом слабая. Обобщенность знаний низкая.*

IV. Характеризуется высоким уровнем осмысления, обобщения, глубины, разнообразием связей, с предшествующими знаниями. Перенос знаний в новые условия à творческий уровень.

_____

* Усвоение умений и навыков – см. пред. семестр – «Деятельность»

Структура учебных мотиваций (по Марковой Аэлите Капитоновна)

ü Потребность в учении

ü Смысл учения

ü Мотивы

ü Цель

ü Интерес

ü Отношение к учению

ü Эмоции

Потребность в учении – широкая направленность активности ученика, психич. состояние, создание предпосылок к учебной деятельности, но само по себе не определяет характер действий.

Смысл учения – субъект знания учения, отражает место учения в системе ценностей человека (на это влияют и ценности семьи)

Мотивы – направленная активность учащегося на те или иные стороны учебного труда.

Группы мотивов:

o познавательные – связ. с блрвп учебной деятельности, процентом её выполнения:

Уровни: - имр. познавательные учебные мотивы (широкая ориентация ученика на усвоение новых знаний – «Хочу всё знать»)

- учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов учебной деятельности)

- самообразовательные мотивы (напр. на приобретение дополнительных знаний; анализ, способность к самостоятельной познавательной деятельности)

o социальные – различные социальные взаимодействия ученика

-широкие соц. мотивы (стремление заниматься значимой деятельностью, понимание необходимости учиться)

-узкие соц. мотивы (позиционные) – стремление занять опр. позиции, место по отн. к окружающим, заслужить авторитет – мотив благополучия, мотив избегания непричастностей, мотив престижа.

-мотив социального сотрудничества – стремление к учебному взаимодействию, анализу способов сотрудничества.

 

23.11.11

Цель и мотив обучения часто не совпадают

Цель – получение знаний, мотивы бывают разные

Цель и мотив совпадают в том случае, если у человека доминируют внутренние мотивы по отношению к учебной деятельности и именно они являются смыслообразующими. Внутренние мотивы – интерес. Внешние – получить хорошую оценку

· Интерес. Это эмоциональное переживание познавательной потребности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоц. тоне, который приобретает процесс познания. Во внимании, в чувстве эмоц. подъема, в эмоц. вовлеченности в действие.

· Отношение к учению. Бывает трех типов (по Маркову) – отрицательная, нейтральная и положительная.

Положительное бывает трёх типов:

положительное неявное активное – означает готовность включиться в учение

положительное активное познавательное – более выражено положит. положение, этот тип предполагает опр. интеллект. активность

положительное активное личностно-пристрастное – включает в учеб. деятельность на личностном уровне

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

  1. Внешние причины – связанные с особенностями учебного материала и методов обучения

- учебный материал не соответствует потребностям учащихся (большой объём, скучность….)

- учеб. материал не соответствует уровню подготовки ученика

- методы обучения не стимулируют интерес

- используются неадекватные методы мотивации

2. Внутренние причин ы– связаны с особенностями личности учащегося

- отсутствие познават. интересов/ доминирование других потребностей

- низкий уровень интеллектуального развития, низкая обучаемость, пробелы в знаниях

- некоторые черты характера, низкий уровень развития волевых качеств (дисциплинированность, настойчивость…) слабое развитие вол. качеств – лень

- состояние «выученной беспомощности» - это состояние, возникающее у человека или животного в результате более или менее длительного воздействия ситуаций, неподконтрольных субъекту (пример с собакой - эл. ток в закрепл. станке и в открытом вольере – бездействие

когда ученик часто испытывает неуспех и не верит в свои силы, отказ. от выполнения даже тех заданий, которые доступны ему.

Ученики имеют тенденцию к генерализации - возникнув в одной ситуации, широко распространяется на другие. (нужно создавать ситуации успеха, давать задания, которые он точно сделает)

Пути влияния на учебную мотивацию:

  1. Воздействие на эмоц. сферу: создание ситуаций успеха, привнесение игровых моментов
  2. Активизация познавательной сферы – повышение занимательности обучения (исп. интересных фактов, занимательных задач)

- организация творческой деятельности

3. Воздействие на ценностно-смысловую и волевую сферы личности. Формирование отношения к учению как к ценности и развитие волевых качеств

4. Показ связи теории с практикой.

5. Постановка системы перспектив – А.С. Макаренков, педагог, считал, что перед учениками нужно ставить перспективы трех уровней – ближнюю (день), среднюю –(неделю, четверть,год), дальнюю – (несколько лет или всю жизнь)

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

педагогич. особенности

профессионально значимые личностные качества учителя

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Факторы, влияющие на выбор стиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.