Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кредитно-денежная политика




Кредитно-денежная политика (КДП) опирается на достижения наук в исследовании закономерностей развития современной смешанной рыночной экономики, денежного рынка и законов денежного обращения. На нынешнем этапе развития мировой экономики, когда стихийно совершающиеся рыночные процессы превалируют над процессами, регулируемыми государством, сохраняется приоритетное значение КДП. Рыночная экономика функционирует тем эффективнее, чем полнее соответствует организация кредитно-денежного хозяйства требованиям объективных законов денежного обращения. При отступлении от этих законов нарушается необходимое равновесие между суммой цен товаров и услуг с одной стороны и чрезмерной массой денег в обращении – с другой, что неизбежно порождает инфляцию и крайне негативно сказывается на общем экономическом равновесии и темпах экономического роста.

Основной целью КДП является достижение в экономики состояния полной занятости трудовых ресурсов при стабильном уровне цен и валютного курса национальной денежной единицы. В периоды угнетения и спада общественного производства КДП сводится к увеличению предложения денег для поощрения расходов и повышения деловой активности. Напротив, в период перегрева экономики предложение денег ограничивается.

Существуют три основных инструмента КДП: операции на открытом рынке, манипулирование нормой обязательных резервов и ставкой процента.

1. Операции на открытом рынке заключаются в том, что ЦБ продает и покупает государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг, во-первых, уменьшается наличность у населения, во-вторых, снижаются резервы КБ и их способность делать новые деньги. В итоге данной операции на открытом рынке снижается величина денежного предложения. Напротив, покупка ЦБ государственных облигаций увеличивает денежную массу в обращении. Маневрируя этими операциями, государство может и действительно регулирует движение денежной массы в обращении, усиливая, ослабляя или вообще предотвращая инфляцию.

2. ЦБ (следовательно, государство) может влиять на способность КБ к кредитованию посредством изменения резервной нормы. Повышая эту норму, ЦБ снижает способность КБ к кредитованию, т.е. созданию новых денег. Снижение нормы обязательных резервов ведет к обратному – к увеличению способности КБ создавать новые деньги.

3. Одной из традиционных функций ЦБ является роль «заимодателя в крайнем случае». Предоставляя ссуду коммерческим банкам, ЦБ взыскивает с них процентные платежи, которые имеют название «учетной ставки». Давая ссуду, ЦБ увеличивает резервы КБ - заемщика. КБ могут использовать эту ссуду для кредитования своих клиентов с целью получения прибыли. Однако повышение учетной ставки понижает интерес КБ к таким ссудам. Тем самым уменьшаются возможности по созданию новых денег в рамках системы КБ. Политика «дорогих» денег уменьшает денежную массу в обращении. Напротив, политика «дешевых» денег, увеличивает эту массу и может породить инфляцию.

Современная монетарная теория денег рекомендует в качестве главной цели КДП воздействие на денежную массу, которая, как известно, определяет уровень цен в стране. Политика ЦБ должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. При систематическом дефиците госбюджета, стратегическим направлением следует сделать сокращение государственного участия в распределении и потреблении национального дохода.

Согласно «денежному правилу» лауреата Нобелевской премии М. Фридмена, увеличение денежной массы надо проводить систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний, по норме 3-4% от ВНП.

Формирование банковской системы Украины шло быстрыми темпами и не завершено до сих пор. Удельный вес наличности составляет почти 65% от общей денежной массы. По некоторым данным, у населения сберегается свыше 12 млрд. в долларовом эквиваленте, в то время как в банках хранится менее 7 млрд. грн. в национальной и иностранной валюте вместе взятых. Все это говорит о низком доверии населения к банковской системе. Норма обязательного резерва в Украине по годам составляет: 1992 год –13%, 1996 – 15%, 2000 – 15%. То есть, наблюдается стабильность этой нормы, однако следует отметить ее некоторую завышенность, что, во-первых, не отвечает интересам отечественной экономики, а во-вторых, ставит в невыгодное положение отечественные КБ в конкурентной борьбе с европейскими банками, где эта норма не превышает 2%.

До настоящего времени НБУ активно использовал только один метод денежного регулирования – политику учетной ставки. На протяжении 1992-2000 гг. НБУ в зависимости от конъюнктуры неоднократно менял учетную ставку: в 1993 году она составляла 240%, в 1994 – 252%, в 1996 – 105%, 1998 – 44%, 2001 – 27%. В соответствии с учетными ставками НБУ столь же стремительно менялись процентные ставки КБ:

 

Таблица 15.1 - Динамика изменения учетной ставки

Год Ставка по кредитам Ставка по депозитам
  76% 68%
  202% 171%
  77% 34%
  54,5% 22,3%
  40,3% 13,5%

 

Обращает на себя внимание слишком большая разница между процентной ставкой кредитов и депозитов (маржа), что свидетельствует, с одной стороны, как о недостаточности контроля и регулирования банковской деятельности со стороны НБУ, завышения нормы обязательного резерва, а с другой стороны, о рискованности банковских операций в Украине.

В 2000 г. сумма кредитов, предоставленная системой КБ Украины в национальной валюте едва превышала 10 млрд. грн., в иностранной валюте – около 9 млрд. грн. Общая сумма выданных кредитов составила 19 млрд. грн., или менее 1/6 части ВНП страны.

Умелое манипулирование всем комплексом инструментов кредитно-денежной политики на основе творческого использования мирового опыта позволяют преодолевать симптомы инфляционной болезни и повышать эффективность воздействия этой политики на стабилизацию и рост переходной экономики Украины.

Подводя итоги, следует заметить, что в Украине постепенно формируется рыночный механизм регулирования кредитно-рыночных отношений, характерный для стран Западной Европы, основные параметры кредитно-рыночной политики постепенно приближаются к европейским стандартам. Однако для стимулирования экономического роста в Украине на современном этапе необходима определенная корректировка этой политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.