Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект номинации (именуемый предмет)

Аспекты номинации

Номинация как процесс мышления (В.Г.Гак)

Признаки несоответствия логических и языковых категорий

Логические категории и соответствующие языковые категории

Соотношение категорий языка и логики в лингвистической традиции.

Функции сознания по отношению к языку

Сознание — одно из главных условий, непосредственно вызывающих перемены в лексико-семантической си­стеме языка.

Сознание — условие и основная причина развертывания речи.

Сознание формирует речевые и языковые стили. Сознание контролирует развертывание речи.

Крайние точки зрения:

1. категории языка и логики несовместимы (Г. Штейнталь);

2. логицизм — полное соответствие языковых и логиче­ских категорий (Аристотель, Грамматика Пор-Рояль, К.Беккер).

Логические категории Языковые категории
субъект подлежащее
объект до­полнение
предикат сказуемое
поня­тие слово
суждение, умозаключение предложение

Признаки соответствия логики и языка:

1. Грамматическое оформление слов.

2. Синтаксическая структура предложения (сочинитель­ные и подчинительные связи).

3. Деление на части речи.

4. Неупотребление в речи грамматически правильных, но логически неверных предложений.

1. Языковых категорий (в частности, грамматических) го­раздо больше, чем логических.

2. Языковые категории заметно различаются в разных язы­ках по своему содержанию и употреблению.

3. Наличие в языке междометий, грамматических катего­рий модальности, наклонения и др., не имеющих соот­ветствия в логике.

1. Активность именующего субъекта — отбор признаков назы­ваемого объекта.

Причины:

внеязыковые (условия жизни данного народа): напр., множество наименований снега у эскимосов, дифференциация оттенков желтого и коричневого цвета у на­родов пустынь;

внутриязыковые (обусловленные системой языка): напр., отсутствие различия между ехать и идти в роман­ских языках в отличие от русского языка.

Следствия:

различие во внутренней форме: фр. papier peint 'раскра­шенная бумага', англ. wallpaper 'настенная бумага', рус. обои < 'обивка';

различие наименования в конкретных речевых актах: «мо­лодой человек», «студент», «сын соседки».

2. Языковые средства номинации — использование известных языковых форм для выражения нового содержания.

Способы:

переосмысление (метафора, метонимия);

реорганизация (составление новых единиц из готовых элементов по определенным моделям: в словообразова­нии и синтаксисе).

Упрощения многообразия при формировании понятия:

— выявление общих признаков у разнообразных предста­вителей данного класса: доберман, овчарка, пекинес, бор­зая > собака;

— актуализация специфических, дифференциальных признаков класса в зависимости от конкретной ситуа­ции: напр., действие резания может реализовать значе­ния 'разделять на части', 'причинять боль' (физиче­скую/моральную), 'действовать энергично', 'убивать, уничтожать' (физически/морально).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции языка по отношению к сознанию | Слово и понятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.