Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово и понятие

Слово и понятие. Различия между словом и понятием.

Ф. де Соссюр: слово и понятие — органическое единство двух явлений, не существующих друг без друга.

А.И. Смирницкий: Слово связано с понятием только своей внутренней стороной, содержанием, или значением. При этом значение и понятие фактически отождествляются.

А.А. Потебня: «...Слово есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое; характеризующая понятие ясность (раздельность признаков), отношение субстанции к атрибуту, необходимость в их соединении, стремление понятия занять место в системе: все это первоначально достигается в слове и прообразуется им так, как рука прообразует всевозможные машины. С этой стороны слово сходно с понятием, но здесь же видно и различие того и другого.

Понятие, рассматриваемое психологически, то есть не с одной только стороны своего содержания, как в логике, но и со стороны формы своего проявления в действительности, од­ним словом — как деятельность, есть известное количество суждений, следовательно, не акт мысли, а целый ряд их.

Логическое понятие, то есть одновременная совокупность признаков, отличенная от агрегата признаков в образе, есть фикция, впрочем, совершенно необходимая для науки.

...Мысль наша по содержанию есть или образ, или поня­тие; третьего среднего между тем и другим нет; но на поясне­нии слова понятием или образом мы останавливаемся только тогда, когда особенно им заинтересованы, обыкновенно же ограничиваемся одним только словом. Поэтому мысль со сто­роны формы, в какой она входит в сознание, может быть не только образом или понятием, но и представлением или сло­вом. Отсюда ясно отношение слова к понятию. Слово, будучи средством развития мысли, изменения образа в понятие, са­мо не составляет ее содержания».

Различия между словом и понятием:

1. Многие слова любого естественного языка (местои­мения, личные имена, незнаменательные слова) не имеют прямого соотношения с конкретными поня­тиями.

2. В сфере знаменательных слов наблюдается множество несоответствий, асимметричных противоречивых от­ношений между словами и понятиями. Одному понятию в языке может соответствовать раз­личное количество слов.

3. Почти каждое знаменательное слово в естественном языке многозначно и поэтому соотносится более чем с одним понятием.

4. В случаях энантиосемии одна и та же материальная форма слова вмещает в себя понятия с противополож­ными значениями (напр., разбить стаканразбить сквер).

5. Два и более понятия могут выражаться одним словом, самой внешней структурой слова (домик: понятие 'дом' + понятие 'уменьшительность').

6. Слова выражают не только мысли, понятия, но и лич­ные отношения к реалиям, обозначенным употребляе­мыми словами.

7. Разные языки наделяют значения слов, обозначающих одни и те же реалии, различными дополнительными смысловыми оттенками.

7. Сущность понятия «менталингвистика». Основные направления металингвистики.

Раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и мышления, можно назвать менталингвистикой.

Термин менталингвистика образован по образцу наименований научных дисциплин, возникающие на стыке разных наук (ср.: прагмалингвистика, социо­лингвистика, лингвостилистика, лингвосемиотика и т. п.). Первый компонент тер­мина мент(а) образован на базе лат. metis, mentis – «ум», «разум», «мнение», «мыш­ление» и фр. mental — «мысленный», «умственный». Использование термина мен­талингвистика поддерживается термином ментализм, которым Л. Блумфилд и его школа обозначают то направление в лингвистике, которое рассматривает речевой акт как результат сложного взаимодействия умственной (психической) и речевой деятельности говорящего индивида.

Основные направления менталингвистики:

Менталингвистика, естественно, соприкасается с другими разделами языкознания — этнолингвистикой и психолингвистикой, социолингви­стикой и лингвосемиотикой, а также с рядом смежных наук — логикой и психологией, этнографией и семиотикой, философией и социоло­гией. Именно эти связи и объясняют существование основных менталингвистических направлений: логического, психологического, семи­отического и контенсивного.

Логическое направление — самое влиятельное, хотя и неодно­родное в менталингвистике. Предметом логической менталингвистики является изучение логического в слове и пред­ложении, соотношения понятия и суждения как форм мышления со значением слова и предложением; исследуется также синтаксическое выражение умозаключения. В середине ХХ в. логический аспект был распространен на семантическую структуру грамматических категорий и парадигм, а также на лексикосемантические разряды и группы слов.

Логическая менталингвистика обращает внимание и на случаи несовпадения логических и языковых форм. Эти трудности решаются двояким образом — путем уточнения самих логических представ­лений и путем усовершенствования логических приемов анализа языка.

Наличие вопросительных и побудительных предложений, а также односоставных предложений заставляет искать соответствующие формы мышления. Так, П.В. Чесноков говорит о новой логической единице — логической фразе (логеме), которая объединяет суждение с вопросом и побуждением как ее логемными разновидностями; В.В. Бабайцева — о логикопсихологическом суждении, в котором верба­лизованным оказывается один из компонентов суждения (предикат или субъект). Наличие сверхфразовых единств дает повод Г. Я. Солганику говорить о логических строфах — форме констатирующего мышления, объединяющего несколько суждений (в отличие от дока­зывающего мышления, которое пользуется умозаключениями). Акту­альное (смысловое) членение предложения В.З. Панфилов интер­претирует как логикограмматический уровень языка. В содержании слова обнаруживается не только значение, но и смысл.

Усовершенствование логикограмматических приемов анализа языка состоит в более широком и разностороннем применении конструктив­ного моделирования (см. с. 242—243), использовании нулевых компо­нентов синтаксических формул и трансформационной методики, позво­ляющей вскрыть глубинные логические формы. Так, Д.Уорс и Р.Ружичка считают, что односоставные глагольные предложения по своей логической природе тождественны двусоставным, так как являются их синтаксическими и морфологическими трансформами. Например, предложение Шляпу унесло ветром суть трансформа предложения Ве­тер унёс шляпу; ср. также: Светает < День светает; Знобило < Снег знобил ноги; Страшно (ему) < Потеря страшна (ему).

Психологическое направление противостоит логической менталингвистике. Поэтому психологической менталингвистике свойственны подчеркивание несоответствия форм языка логическим формам и критика логической менталингвистики.

Основными несоответствиями логического строя мышления грам­матическому строю, по мнению сторонников психологической менталингвистики, являются:

1) структура суждения (пропозиции) и структура предложения в ряде случаев не совпадают; суждение — утвердительноотрицатель­ная форма мысли, причем двучленная, тогда как предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными, односос­тавными и распространенными; к тому же в речи логикограмматическое членение предложения не совпадает со смысловым, имеются морфологосинтаксические различия и в языках разных типов;

2) не совпадают логические и грамматические категории, категории субстанции (предмета), качества, действия и т. п. и общая семантика части речи, логическая и грамматическая модальность (наклонение);

3) не совпадают также логическая форма понятия и значение слова, и не только потому, что понятия выражаются словами и сочетаниями слов, но и потому, что слово многозначно и выражает как понятия, так и представления, чувства, выполняет указательную и другие функции.

Все эти отличия от логических форм мысли в языковой семантике стали предметом специального изучения. Само понимание мышления и сознания расширяется и углубляется: логикопонятийному мышле­нию противопоставляется образное (художественное) и обыденное мыш­ление; ставится вопрос о специфике технического, эмоционального и индивидуального мышления; логическим формам и логическому суж­дению противопоставляется ассоциация представлений и психологи­ческое суждение; изучаются речевая деятельность, контекст и ситуация речи; абстрактнологическим общим формам языка противопостав­ляется подвижная семантика речевых образований.

В логических и психологических теориях учение о языке как знаковой системе и передающем устройстве подчинено проблеме связи языка и мышления. В семиотическом направле­нии язык понимается как форма, а значение — как функция, кото­рая проявляется при пользовании языком, при изучении контекста и знаковой ситуации.

Структурная функция противопоставляется контекстной, как пер­вичная вторичной. «Первичная функция, — пишет Е.Курилович, — базируется на релевантных противопоставлениях, вторичная — на первичной функции плюс контекст». При таком понимании значения им наделяются фонемы и морфемы, словоформы и словосочетания; термины «значение» («семантика») и «функция» становятся синонимич­ными, что заслоняет проблему языковой семантики.

Передаваемая информация и даже значение языковых единиц выводятся за пределы языка, связываются с ним случайной, произволь­ной ассоциативной связью'. «Значение не есть отражение объективной реальности в какой бы то ни было форме, а является связью, отноше­нием между словом (звуковым комплексом) и различного рода духов­ными формами, отражающими внешний мир». Значение противо­поставляется также обозначению и значимости, причем главным приз­нается не то, что и как обозначается и выражается в языке, а то, как передать и обозначить передаваемое. Самое мышление понимается как процесс преобразования информации.

Логическое и семиотическое направления в менталингвистике исхо­дят из понимания языка как формы того или иного содержания, кото­рое находится за пределами языка. Психологическое направление обратило внимание на содержательную сторону языка, правда, свя­зав это с речевой деятельностью, контекстом и ситуацией речи (этот аспект был учтен и семиотикой, которая относит значение к знаковой ситуации).

Четвертое направление в менталингвистике характеризуется тем, что оно рассматривает язык как содержательную форму, как совокуп­ность знаний, отраженных и закрепленных в языке. Сегодня это направление, предметом изучения которого являются не только отражение форм мышления и психических ассоциаций, но и содержание языковых понятий и категорий, принято называть когнитивным (от лат. cognitumпознанный, замеченный и лат. contentionутвержденный (ср. фр. contenuсодержание), или контенсивным. Термин «контенсивный» («содержательный», т.е. ориентированный на содержание языковых форм) применительно к грамматической теории предложил С.Д. Кацнельсон.

Когнитивная (контенсивная) менталингвистика изучает языковые значения как мыслительные образования, их типы и виды, структуру, отношение к логическим и психологическим категориям, универсальные и идиоэтнические («национальные») свойства. Следовательно, контенсивная менталингвистика является лингвистической концептологией, т.е. учением о языковых значениях как особых концептах, их категориях и структурах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект номинации (именуемый предмет) | Функционально-стилевое расслоение лексики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.