Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технико-экономическая характеристика видов транспорта




Виды транспорта и их взаимодействие.

Транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении людей, соединяя производство продукции с ее потребителями, связывая регионы России между собой, а также Россию с другими государствами. Транспорт играет огромную роль и в укреплении обороноспособности страны.

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется во­просам взаимодействия транспорта с грузоотправителями и грузопо­лучателями. Определяющими факторами для финансового благополу­чия каждого вида транспорта являются обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в перевозках, а также привлечение дополнительного объема перевозок грузов и пассажиров.

Транспортная система страны формируется в настоящее время в развивающейся конкурентной борьбе.

Все виды транспорта, имеющиеся в стране, образуют единую транспортную систему, в состав которой входят наземный, подземный, воз­душный и водный транспорт.

К наземному транспорту относятся железнодорожный, автомо­бильный, трубопроводный (нефте-, продукте- и газопроводы), новые виды транспорта (на магнитной или воздушной подушке, монорель­совый транспорт и т.д.), линии электропередач (ЛЭП), канатные до­роги;

к подземному — метрополитены;

к водному —морской и речной;

к воздушному авиационный.

В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделятся:

на внешний или магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции и пассажирские перевозки;

внутрипроизводственный или промышленный, обеспечивающий в основном технологические нужды данного производства (шахты, за­питы и т.д.) — это перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, материалов, топлива с магистральной дороги и вывоз готовой продукции, а также освободившихся от груза вагонов в обратном направлении. К промышленному транспорту относятся конвейеры, Подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, подъездные Пути нормальной и узкой колеи;

городской, к которому относятся метрополитены, автобусы, трам­ваи, троллейбусы, такси.

Каждый вид транспорта — это сложный комплекс устройств, со­оружений, машин и механизмов.


Основ­ные технико-экономические особенности отдельных видов транспорта, определяющие сферу их использования, заключаются в следую­щем.

Железнодорожный транспорт:

универсальность, наибольшая приспособленность к перевозкам массовых грузов в большом объеме и на любые расстояния, отсутствие конкурентов среди других видов транспорта, кроме трубопровод­ном,

• возможность сооружения на любой сухопутной территории;

• связь с большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, имеющих подъездные пути. Как правило, путь движе­ния грузов более короткий, чем наречном и морском транспорте;

• высокая провозная способность, надежность и регулярность перевозок, независимо от климатических условий, времени года и су­ток;

• сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пас­сажиров (по энергетическим и экологическим показателям опережает авиационный и автомобильный транспорт);

• более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом. Так, среднесуточный пробег грузового вагона составля­ет около 260 км/сут., а отдельных вагонов — 400-700 км/сут. и более;

• большая маневренность в использовании подвижного состава и высокая безопасность движения.

Вместе с тем, постройка железных дорог требует больших капита­ловложений и затрат металла (свыше 160 т на 1 км пути).

Отмеченные преимущества и недостатки железнодорожного транс­порта следует относить и к его разновидности, которую представляют специализированные системы — метрополитен, а также городские железные дороги: трамвай и скоростной трамвай (метротрам). Пер­спективным направлением развития железнодорожного транспорта являются скоростные магистрали, а также высокоскоростной на­земный транспорт, на линиях которого осуществляется движение со скоростью выше 200 км/ч. Это железные дороги второго поколения, соперничающие по скоростям с воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт:

• более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте скорость доставки грузов, преимущественно на коротких расстояниях;

•высокая маневренность, что позволяет осуществлять доставку грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой (что существенно повы­шает качество перевозок);

•регулярность перевозок (при наличии усовершенствованных ав­томобильных дорог);

•меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капи­тальные вложения в освоение малого грузопотока на небольших рас­стояниях.

Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на дру­гих видах, себестоимость перевозок.

Речной транспорт:

• большая провозная способность на глубоководных реках;

• сравнительно невысокая себестоимость перевозок;

• меньшие удельные капитальные затраты и меньший расход ме­талла по сравнению с железными дорогами.

Недостатки речного транспорта — несовпадение направления ряда крупных рек с основными грузопотоками; нерегулярность перевозок; меньшая по сравнению с железными дорогами скорость доставки гру­зов; больший, чем подругам видам транспорта, путь движения.

Морской транспорт:

• возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

• более низкая по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния;

• более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения судов;

• меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транс­портом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния);

• регулярность перевозок (за исключением некоторых портов сейнерных районов страны).

Вместе с тем на морском транспорте не обеспечивается ритмичная работа в отдельные периоды (туманы и т.п.).

Воздушный транспорт:

• возможность перевозок грузов и пассажиров во всех направле­ниях;

• меньшие капитальные вложения, чем на железнодорожном транспорте;

• большая скорость доставки;

• более короткие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом маршруты следования.

Воздушный транспорт, в основном, используется для перевозки пассажиров, срочных, особо ценных и скоропортящихся грузов не­большими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, не имеющие наземного и водного транспорта.

Трубопроводный транспорт:

• возможность повсеместной прокладки трубопроводов;

• более короткое расстояние перекачки по сравнению с транспор­тировкой по речным путям и железным дорогам;

• самая низкая себестоимость транспортировки грузов;

• полная герметизация процесса транспортировки, обеспечиваю­щая сохранность грузов;

• автоматизация операций транспортировки грузов;

• меньшие по сравнению с другими видами транспорта капиталов­ложения и расход металла.

К недостаткам следует отнести то, что по трубопроводам транспор­тируется ограниченное число видов грузов (нефть, газ и т.д.).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.