Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Петра I

Основной причиной крупных преобразований и Петровского, и последующих периодов является процесс модернизации России, которая в силу сложившихся обстоятельств избрала путь «догоняющего развития». В соответствии с упомянутой выше теорией «Полуконуса» этот метод назван «позитивным» (в смысле этого слова, придаваемым ему Гегелем) в отличие от естественно-правового метода развития Западной Европы.

Если для естественно-правового метода достигнутый уровень культуры (воспитанность и образованность) отстает от установленного уровня свободы (государственно-правового устройства и политического режима), то при позитивном методе имеет место опережающее завышение уровня свободы с последующими интенсивными мерами подтягивания уровня культуры с целью достижения необходимой эффективности в решении общих задач.

А.С.Ахиезер называл данный процесс эффектом подражания и характеризовал его как: «Стремление народов, образованного и правящего слоя достигнуть результатов деятельности высокоразвитых стран при игнорировании условий их достижения, например, необходимости обеспечения точек роста и развития соответствующей культуры».[19]

Историки спорят, почему в первой четверти XVII в. в России утвердился абсолютизм, в какой степени это связано с предшествующим периодом развития и в какой – с реформами Петра I? Какова его социальная природа? Попытаемся хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.

Для России сильная государственная организация всегда была важным условием территориальной целостности и развития. Недостаточность политической и правовой образованности и воспитанности населения при завышенном уровне свободы неизбежно приводила к снижению эффективности за счет проявления элементов анархии.

Как мы видели, первое высшее учебное заведение в России (Греко-латинская академия – 1687 г.) появилось на 600 лет позже первого университета Западной Европы (университет в Болонье – 1088 г.), на 500 лет позже Парижского университета (1160 г.) и университета в Кембридже (1209 г.).

Таким образом, - абсолютная монархия – наиболее эффективная форма правления для достигнутого уровня культуры допетровской эпохи.

Элементы абсолютизма царской власти наблюдались уже в XVII в. во времена правления Алексея Михайловича. Окреп и разросся государственный аппарат как опора царя, заметно ослабела роль Земских соборов и Боярской думы.

В годы правления Петра I произошел переход к новой государственной форме – абсолютной монархии. Это соответствовало его пониманию принципов государственности – принципов разумности, рационализма. В соответствии с ним для обеспечения ускоренной модернизации государство должно было взять на себя регулирование всех сторон жизни общества и личности, исходя из идеи «общего дела» и «общего блага» - понятий, заимствованных в политической философии Западной Европы.

В то время в России внимательно изучались политические системы и учения о государстве, разрабатываемые на Западе. Петр I требовал от русских дипломатов подробную информацию о государственном устройстве Англии, Франции, Швеции, Пруссии, Дании, Австрии, Турции, Венеции. Его интересовали и политическая и административная системы, и организация чиновничьего строя.

Понятие «общего блага» включало в себя развитие ремесел, торговли, мануфактур, соблюдение правосудия, искоренение «неправды и тягости» в сборах налогов, распространение просвещения, отправку «недорослей» за границу, защиту безопасности границ и целостности государства. В воинских артикулах власть монарха определялась безо всяких условий: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчета дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».

В 1721 г. на торжественном заседании Сената Петр принял титул «Отец Отечества», «Петр Великий», «Император Всероссийский» Россия была официально провозглашена империей.

Для решения проблем «общего блага» необходима была модернизация государственного аппарата – создание новой системы учреждений и повышение эффективности их работы. Она способствовала окончательному превращению царя в абсолютного монарха и укреплению самодержавия. Новыми чертами имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления.

Стремление Петра I создать рациональное и справедливое государство на практике обернулось полицейским государством по образцу западно-европейских монархий. Однако социальный контроль в нем отсутствовал, инициатива снизу была не нужна, требовались только способные организаторы и исполнители. В итоге рационализация и модернизация приобрели принудительный характер. И этот процесс является вполне закономерным, согласуется с инверсионной концепцией А.С.Ахиезера и подчиняется Закону соответствия теории «Полуконуса».

В 1711 году вместо Боярской думы появляется Сенат как законосовещательный и распорядительный орган, постепенно превратившийся в высшее судебное учреждение. Но следует помнить, что законодательная власть принадлежала царю. Приказы в 1718 г. были заменены коллегиями, работавшие на основе специальных регламентов (уставов). В их состав входили президент, вице-президент и восемь-девять асессоров. Если президентами коллегий были русские, то вице-президентами – иностранцы.

Страна была разделена на губернии, губернаторы наделялись исполнительной и судебной властью. Основной административной единицей на местах стала провинция, делившаяся на дистрикты (уезды). В итоге управление приобрело мобильность, его отличала более совершенная организация труда, четкий иерархический порядок. Однако и проблем было немало: нехватка кадров, недостаток денег для жалованья (его выдавали нерегулярно, не полностью, оно было маленьким) и проч. Это давало простор для злоупотреблений, хотя и караемых законом. И все же отрыв правовой нормы от реального положения вещей был так велик, что преодолеть его можно было только отступив от закона. На практике же все решалось с помощью коррупции – совокупности неписанных правил и особой чиновничьей круговой поруки, фактически ставивших бюрократию и условия ее обогащения вне социального контроля. Коррупция становилась той «смазкой», благодаря которой работала государственная машина.

С этим нужно было бороться. Поэтому большое внимание уделялось созданию фискалитета и прокуратуры как контрольных учреждений. Институт фискалитета был создан в 1721 г. как карательное учреждение. Доносительство вменялось в обязанность каждого подданного, фискал получал за это денежное вознаграждение. Прокуратура – надзирательный орган (1722) – дополнял фискалитет.

Огромный размах приобрел политический сыск. Преображенский приказ – первый специализированный орган по делам сыска и борьбы с оппозицией. Но главным органом сыска становится учрежденная в 1718 г. Тайная канцелярия. Она должна была в первую очередь выкорчевывать «измену».

В Московской Руси изменой, преступлением считались, например, переход границы без разрешения государя, любая связь с иностранцем. Заграница была «нечистым» «поганым пространством», где жили «магометане» паписты и лютеры, одинаково враждебные единственному истинно христианскому государству – «Святой Руси». В Петровскую эпоху отношение к загранице изменилось, русское общество стало более открытым. Но понятие измены осталось и даже развилось:

· Сохранился военно-государственный смысл измены как преступления.

· Во-вторых, как измена рассматривалось намерение выйти из подданства русского царя. (Выход русских князей и бояр из подданства русского царя с землей еще в XV в. был преступлением, называемым «воровством» или «изменой».) Россия при Петре была открыта «внутрь», т.е. для иностранцев, а за границей русский человек мог быть только по указу государя.

· В-третьих, изменой называли преступление против власти государя вообще. Считалась изменой и переписка с уехавшими без разрешения за границу родственниками.

· Изменник был грешником, он подлежал церковному проклятию.

· К политическому преступлению относилось покушение на жизнь самодержца, его здоровье, власть.

Таким образом, в годы правления Петра I было создано «регулярное» абсолютистское бюрократическое государство. Новая административная система оказалась весьма устойчивой и сохранялась вплоть до революционного периода.

Военная реформа проводилась с опорой на отечественные традиции, глубокое знание национального характера русского воина и на европейский опыт военного строительства и воинского искусства. Немалую роль здесь сыграли боевая практика и военный опыт царя. В основе военной реформы лежала рекрутская система. В 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 крестьянских дворов выставляли на пожизненную службу одного человека. Затем стали брать солдат с определенного числа мужских душ. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, единообразным вооружением, обмундированием. Боевая подготовка осуществлялась в соответствии с уставами, прежде всего с Воинским уставом 1716 г. и Морским уставом 1720 г., в разработке которых принимал участие сам Петр. Главными «питомниками офицерских кадров» были полки гвардии – Преображенский и Семеновский, в 1719 г. к ним добавился драгунский. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажеи в 28 человек.

Наибольшие изменения произошли в промышленности. В конце XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. За годы петровского правления их стало более 200. Наряду с Москвой и прилегающими к ней губерниями появились новые промышленные районы: Урал и Петербург. Быстрыми темпами развивалась металлургия. Если в 1700 г. Россия выплавляла 150 пудов чугуна, то в 1725 г. – более 800 тыс., выйдя по производству метолов на первое место в мире. Кроме тульского открылись оружейные заводы в Сестрорецке (около Петербурга) и в Олонецком крае (Карелия). Возникли новые отрасли производства: судостроение (Петербург, Архангельск, Воронеж), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги и пр.

Важнейшим фактором европейского промышленного и торгового развития в это период была политика меркантилизма. Экономический рост, колониальная экспансия и политика меркантилизма – вот три составляющих процесса социального возвышения европейской торговой и промышленной буржуазии, ядра так называемого среднего класса. Петр I учел европейский опыт. В основу российской экономической политики была также положена концепция меркантилизма – накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки. Составной частью этой политики был протекционализм – поощрение собственной промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Все это предполагало активное вмешательство государства в сферу экономики.

И государственные и частные предприятия находились под жестким государственным контролем, регулирующим развитие производства. Но из-за крепостничества в промышленности не хватало рабочих рук, поэтому на предприятиях использовались иностранные мастера, а в качестве рабочих – беглые, бродяги, каторжники и проч. Тогда в 1721 г. был издан указ, разрешавшим заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Их стали называть «посессионными крестьянами» (продаваться они могли только со всем предприятием). Кроме того, к заводам стали приписывать крестьян, которые платили подати государству не деньгами, а отработками, - «приписные крестьяне». Русская мануфактура, в отличие от западной с характерным для нее наемным трудом, была основана на труде крепостных зависимых людей.

Крупнейшие русские промышленники – Строгановы, Демидовы, Морозовы и др. – стремились не к политической и экономической самостоятельности, а к получению дворянских титулов и связанных с ними привилегий. Это препятствовало развитию инциативы формирующейся русской буржуазии. Петр хотел видеть в них не частных предпринимателей, заботящихся о личном интересе, а представителей государства на промышленных предприятиях и в торговле.

Развитие производства, получение выхода к Балтийскому морю способствовали подъему внутренней и внешней торговли. Улучшились пути сообщения, были построены каналы, соединившие Волгу с Невой, - Вышневолоцкий и Ладожский.

Принимались меры к укреплению положения купечества. Но торговля доходными товарами была объявлена государственной монополией, средства активной части населения, в первую очередь купечества принудительно использовались для нужд государства, например для строительства флота. В конце Северной войны наиболее жесткие монополии были отменены, стало поощряться частное предпринимательство, однако усилилась и бюрократическая машина, контролировавшая развитие промышленности и торговли.

Произошел серьезные изменения в социальной политике.

В XVII в. были следующие категории населения в России:

· Служилые люди: по отечеству, т.е. по происхождению, и по прибору, т.е. по набору. Это были думные чины – бояре, окольничьи, думные дворяне; чины московские – стольники, стряпчие, дворяне московские, «жильцы» (постоянно живущие в Москве при государе); чины городовые – местное дворянство (дворяне, дети боярские) и служилые люди по прибору – стрельцы, пушкари, городовые, казаки, казенные мастера. Все они находились на государственной службе и получали земельные, денежные и хлебные «оклады».

· Во вторую категорию входили «тяглые люди» - те, кто был обязан выполнять натуральные повинности и платить налоги государству: посадские люди (горожане): ремесленники, купечество, лавочники, домовладельцы и проч.; крестьяне частновладельческие, дворцовые и черносошные, т.е. государственные.

· К третьей относились холопы – они несли обязанность только перед свои господином (кабальные и полные холопы).

· Особый разряд составляло духовенство.

· К концу XVII в. на Дону сложилось казачество.

При Петре I сословная структура общества унифицируется. Этот процесс сознательно направлялся царем, стремившимся создать «регулярное государство». Единое сословие служилых людей распалось. Их верхушка – служилые по отечеству – превратились в дворян.

Низы служилых по отечеству и все служилые по прибору вошли в ранг государственных крестьян.

Сущность перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Табель о рангах 1722 г. законодательно закреплял приоритет принципа выслуги перед родовитостью, поскольку растущее национальное государство Нового времени не могло мириться с сохранением частноправовых отношений, господствовавших при феодализме. Замена аристократического принципа (в русском варианте - местничества) бюрократическим должна была изменить, как это было в западных странах, характер самой правящей элиты.

Теперь производство в чин на гражданской и военной службе шло не по знатности, а по личным заслугам и способностям. На практике это вело к ослаблению позиций крупной боярской аристократии, потере их монополии на власть. Открывался доступ в дворянское сословие непривилегированным слоям. Самым быстрым путем продвижения наверх была военная слуба. Около 62% офицеров в 1720-1721 гг. рекрутировалось из русского дворянства, 14% офицеров были выходцами из низов, которые в 1722 г. получили наследственное дворянство, 65,8% дворян-офицеров имели землю и крепостных, остальные жили на жалованье из казны. Так с помощью личной выслуги Петр I превращал аморфную массу служилых по отечеству дворян в военно-бюрократический корпус, ему подчиненный и от него зависимый. Правящая элита из привилегированной все больше превращается в профессиональную. Важно заметить, что абсолютизм в лице бюрократии нашел себе еще одну прочную социальную базу.

Продвигаться по службе в петровское время было крайне трудно. Если в Европе служба дворян монарху была забавой и привилегией, то в России – тяжелой пожизненной обязанностью. Особенным несчастьем считалась служба на флоте.

Социальная структура города тоже была унифицирована. Посадское население теперь состояло из двух гильдий: в первую вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, во вторую – мелкие лавочники и ремесленники, объединенные в профессиональные цехи. Состоятельные горожане вынуждены были платить за своих неимущих сограждан, что консервировало средневековые отношения в городе. Все остальное городское население составляли «подлые люди».

Социальные преобразования коснулись и крестьян. Разнообразные категории крепостного населения были объединены в юридически одно податное сословие. В число государственных крестьян вошли однодворцы юга, черносошные крестьяне севера, ясычные крестьяне – инородцы Поволжья Попасть в дворянское сословие податное тягловое население не могло, хотя они владели землей и часть из них – крепостными крестьянами. Тяглый люд был непривилегированным сословием.

В единое сословие слились крепостные крестьяне и холопы. Холопство – институт с тысячелетней историей – по своим чертам был близок к домашнему рабству. Развитие крепостного права шло в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьева права. Теперь холопов уравняли с крепостными, что резко снижало социальный статус крепостного крестьянства, смешав их в единую «подлую массу». Помещики переносили господские понятия о рабах на крестьян. Так, барщинные работы, выполняемые раньше холопами, легли на плечи крестьян, норма барщинных отработок приближалась к предельной физической возможности эксплуатации человека. Крестьян дарили, обменивали, продавали.

Петр I не тольк изменил сословный строй, но и существенно его укрепил. Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий имело введение новой системы обложения – подушной вместо подворной. Все население государства было разделено на неподатных – дворяне и духовенство и податных – купцы, ремесленники, мещане, крестьяне. Для определения числа податных душ, была проведена перепись мужского населения («подушная ревизия»). Податная реформа привела к увеличению и числа плательщиков налогов, и самих налогов. Это стало очередным способом мобилизации средств для модернизации. Она унифицировала низшие сословия и распространило крепостное право на свободные слои населения. «Ревизия» имела и полицейский аспект: для ужесточения борьбы с бегством крестьян была создана паспортная система. Это затрудняло миграцию населения и тормозило формирование рынка рабочей силы.

Колоссальное влияние на русское общество оказали реформы в духовной сфере, среди которых особое место занимает церковная реформа. Она не была выдумкой «антихриста», как порой называли в народе Петра. Церковь еще раньше начала терять контроль над паствой.

Согласно официальной точки зрения, церковная реформа проводилась для уничтожения церковной автономии, из желания поставить церковь в зависимое положение от светской власти. Для этого требовалось лишить ее экономической базы. Государство начало с установления контроля над церковными доходами и расходами, а в декабре 1700 г., после смерти патриарха Адриана, было приостановлено патриаршество. По Москве поползли слухи, что столица стала безбожным Вавилоном и жителям пора готовиться к концу света.

Петр был верующим человеком, но идея служения государству была главной в его жизни. Посему и религиозный идеал как гарантию единства земли он не считал основополагающим принципом. В этом он был наследником дела московских государей. Не случайно отец Иоанн Экономцев именно с подъема Московского великого княжества отсчитывает время постепенного подчинения церкви государству.

В 1721 г. для управления делами церкви был учрежден Святейший Правительствующий синод во главе с обер-прокурором, назначаемым императором из светских чиновников. Таким образом, Синод становился государственным учреждением, а царь – главой церкви. Сам Петр главными причинами реформы называл «тунеядство» монахов, бегство тяглого населения, скрывавшегося от налогов в монастырях. Безусловно, церковная реформа имела экономический аспект – появились тысячи новых налогоплательщиков. Но политическая и духовная стороны реформы оказались, пожалуй, еще значимее.

Начиная с Петра духовенство «закрепощается». Оно становится таким же классом, как и остальные. Священники должны были приносить присягу на верное служение государству. Им вменялось в обязанность, нарушая тайну исповеди, доносить на свою паству под угрозой истязания. Церковь как последняя легальная сфера духовной независимости в России перестала существовать и служила царю как духовная полиция.

Особенно отрицательно Петр I относился к монашеской братии, считая, что большинство из них ведут праздную жизнь, которая, как известно, корень всех пороков. По его мнению, монастыри должны заботиться о больных, старых, увечных, сиротах, иметь при себе училища, где кроме грамоты и письма надлежит обучать иконописи, шитью, плетению кружев и др. Стремясь вводить эти новшества, Петр рассуждал так: «Наши монахи зажирели, Врата к небесам – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином». Реформируя монастырскую жизнь, он, естественно, преследовал цель использования монастырских доходов для государственных нужд. Церковь оказалась не способной стать истинной водительницей общества.

Образование Синода завершило процесс подчинения духовной власти светской и явилось важнейшей вехой становлении абсолютизма. Угроза самодержавию от какого-либо властолюбивого патриарха исключалась. Фактическим руководителем Синода при Петре I был псковский архиепископ Феофан Прокопович – правая рука царя в церковных преобразованиях. Им был сочинен Духовный регламент Синода, утверждающий преимущества коллегиальной формы правления перед единоличной, т.е. патриаршеством. Ф.Прокоповича считают теоретиком самодержавия. Он стремился доказать право самодержца повелевать на основе как божественного, так и «естественного» права (теории западноевропейских государствоведов). Характерное для обоснования этой мысли – обращение к разуму – несомненно, новая черта в идеологии русского самодержавия.

Стремительные петровские реформы были направлены на европеизацию русской жизни, которая была единственно возможным путем преодоления кризиса, охватившего страну в конце XVII века, Россия граничила с европейскими странами, зоны их экономических и политических интересов совпадали. До известной степени этот выбор был предопределен основными тенденциями развития государства в допетровский период.

В петровский период начался цивилизационный раскол общества, который сохранялся в течение двух с лишним веков, порождая новые противоречия в обществе и в государстве.

«Почва» и сторонники западного уклада по сути представляли два разных общества, со своей духовной жизнью, системой ценностей и культурой. Еще не раз российское общество будет вставать перед выбором – «почва» или «вестернизация».

В первой четверти XVIII в. Россия стала великой державой. Этому способствовали ее военные победы, одержанные благодаря, помимо прочего, созданию крупнейшей в Европе регулярной армии, современному флоту, русской дипломатии. Внешняя политика России преодолела региональный характер и превратилась в общеевропейскую политику.

Историческое величие Петра заключается в том, что многое из предложенного им в государственной, общественной, военной и других сферах пережило реформатора (Сенат и Синод, рекрутские наборы, подушная подать и пр.). Побочным результатом реформ стало складывание сословий. Государство не было заинтересовано в наделении их правами. Полноценный сословный статус предполагал определенную самоорганизацию сословий, а следовательно, и определенную степень их независимости от государственной власти, что противоречило самому принципу полицейского государства. Противостояние государственного и сословного начал становится отныне важным фактором социально-политического развития России.

Царствование рассматривалось Петром как служение особого рода. Впервые в русской политической мысли были сформулированы понятия долга и обязанности государя, обозначены пределы его власти. При всей жестокости Петр представлял собой очень цельную личность. Идея служения государству стала сутью его жизни и важнейшим элементом политической культуры Петровского времени.

В результате преобразовательной деятельности Петра было создано светское государство. Русское общество стало более динамичным, восприимчивым к новому. Менялся уклад жизни, система ценностей. Появилась светская культура, светское образование. Развивалось градостроительство, искусство, книгопечатание, открывались библиотеки, принимались меры по организации школьного образования. Элементом приобщения к Европе было введение европейского летоисчисления. Указом предписывалось день после 31 декабря 7208 год «от сотворения мира» считать первым января 1700 г. «от Рождества Христова». Петр испытывал величайшее почтение к науке. Он и сам всю жизнь учился. По его инициативе в 1724 г. а Петербурге была создана Академия наук, предназначенная для подготовки собственных научных кадров. Одновременно указом Петра от 28 января 1724 г. учреждается Петербургский университет. Этому событию предшествовала длительная подготовка: составление проектов, их обсуждение, переписка с зарубежными учеными.

В 1703 г. началось строительство Петербурга – новой столицы России. Самый европейский из всех городов страны, со своей развитой сложной культурой, он несет в себе талант своего создателя.

Все это было элементами новой культуры, отличавшейся от прежней не только светскостью, но и восприимчивостью к ценностям других культур и укоренения традиций государственного контроля над сферой культурной жизни. Сохранение же в широких, главным образом в низших, слоях общества традиций национальной культуры привело в конечном счете к расколу культуры и всего общества. Но и узкий высший слой русского общества усвоил европейскую культуру поверхностно. Духовные ценности европейцев, выросших на идеях Возрождения и рационализме XVII в., накладываясь на традиции и социальный опыт русской жизни, давали странные плоды. Появляется спесь по отношению к простому народу, брезгливое к нему отношение, что было вовсе не свойственно допетровской Руси. Средства западно-европейской культуры, попадая в руки немногих тонких слоев общества, обращались не на их охрану, не на пользу страны, усиливая социальное неравенство, превращаясь в орудие разносторонней эксплуатации культурно безоружных народных масс, понижая уровень их общественного сознания и усиливая сословное озлобление, чем подготавливали их к бунту, а не к свободе. Вместе с тем культурообразующее значение петровской реформаторской деятельности не вызывает сомнений.

Несмотря на исполинский размах реформ, они не затронули глубин русской жизни. У Европы Петр перенял «вершки», а «корешки» остались в русской почве. Он хотел поднять экономику, не дав свободу товаропроизводителю, повести за собой православных, издеваясь над церковью, развивать мануфактуры, не ликвидировав крепостной труд. Любовь к подданным оборачивалась навязчивой заботой о них – людей принуждали жить не так, как они привыкли, а «европеизировано», презирая их за тягу к традициям. Таковы лишь отдельные противоречия петровской модернизации. Однако данные претензии к Петру с нашей стороны - со стороны его потомков, скорее всего, несправедливы. Петр действовал в реальных условиях российского государственного, экономического и культурного кризиса и в этих условиях вряд ли возможно было сделать больше и лучше, чем это сделал он.

В конечном счете всеобъемлющий характер реформ Петра I оказал решающее влияние не только на развитие России в XVII в., но и на ее дальнейшую историческую судьбу. Петр I, в отличие от многих своих преемников, верил и в собственное могущество, и в величие России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Европа и Россия в начале Нового времени | Век Екатерины II
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.