Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Учение о слове А.А. Потебни

Отношения единиц и уровней в языке

I. Отношения единиц и уровней в языке.

ЕДИНИЦЫ И УРОВНИ ЯЗЫКА

 

1. Отношения единиц и уровней в языке.

2. Фонемный уровень (рукописная лекция).

3. Морфемный уровень (рукописная лекция).

4. Уровень слов (рукописная лекция).

5. Учение о слове А.А. Потебни.

6. Уровень словосочетания.

7. Уровень предложения.

 

 

 

 

Конкретные Абстрактные

Предложение ------------------------------------------- Структурная схема предложения

состоит ↓ ←

 

из ↓ →

Словосочетание ---------------------------------------- Структурная схема словосочетания

состоит ↓ ←

 

из ↓ →

Слово ------------------------------------------------------------------- Слово

состоит ↓ ←

 

из ↓ →

Морф ------------------------------------------------------------------ Морфема

состоит ↓ ←

 

изрепрезентирует

Звук речи ---------------------------------------------------------------- Фонема

реализуется

 

Отношения между конкретными единицами языка характеризуются тем, что единица низшего уровня входит в единицу более высокого уровня, являясь его компонентом. В таблице эти отношения показаны вертикальными стрелками и словами «состоит из». Отношение включения между конкретными единицами позволяет осуществить 1-й этап лингвистического анализа, который состоит в последовательном дроблении предложения на конкретном языке на все более мелкие единицы. На 2-ом этапе лингвистического анализа языковые единицы, полученные в результате дробления, обобщаются в классы, которые рассматриваются как целое. Каждый класс представляет собой не множество конкретных единиц, а одну абстрактную единицу. То есть, на 2-ом этапе лингвистического анализа осуществляется переход от конкретного аспекта языка к его абстрактному аспекту. Н-р, обобщенные в класс как целое звуки речи являются абстрактной единицей языка – фонемой.

Очевидно, что абстрактные единицы не связаны отношением включения, поэтому в таблице между ними нет соединительных вертикальных стрелок. Нельзя сказать, что структурная схема предложения состоит из структурных схем словосочетания и т.д.

Отношения между конкретными и абстрактными единицами одного уровня получили название репрезентации или реализации. Н-р, конкретные звуки речи репрезентируют (представляют) абстрактную единицу языка – фонему, а фонема реализуется в конкретных звуках речи.

 

II. Фонемный уровень(рукописная лекция).



III. Морфемный уровень(рукописная лекция).

 

IV. Уровень слов(рукописная лекция).

Александр Афанасьевич Потебня считается виднейшим последователем В. Гумбольдта в российском языкознании второй половины ХIХ в. В его учении о слове следует отметить 3 примечательных момента.

1. Отрицание полисемии. Согласно признанной в лингвистике точки зрения слово может одновременно обладать несколькими значениями. А.А. Потебня считал ее ошибочной, так как многозначность слова возможна только вне речевой ситуации. Поддерживая идею В. Гумбольдта о языке как постоянно возобновляющейся деятельности, А.А. Потебня утверждал, что о слове надо судить не по словарю, а по его действительной жизни, которая совершается только в речи. В речи же слово всегда имеет только одно значение.

2. Ближайшее и дальнейшее значения слова. Каждый человек имеет индивидуальный уровень знаний о мире. Поэтому те содержания, которые люди вкладывают в слова при обозначении предметов и явлений не могут быть абсолютно одинаковыми. Тем не менее, в процессе общения люди понимают друг друга. Значит, в содержании слов есть как индивидуальное, так и общее. Учитывая это, А.А. Потебня пришел к выводу, что в слове следует различать ближайшее и дальнейшее значения, которые сейчас называют соответственно объективным и субъективным. Все одинаковое, что есть в содержании слова у разных людей, А.А. Потебня относил к его ближайшему значению, а все различное – к его дальнейшему значению.

В повседневной речи люди имеют дело только с ближайшими значениями слов, поэтому они понимают друг друга. Проявление в речи дальнейших значений слов приводит обычно к нарушению взаимопонимания собеседников. Тем самым А.А. Потебня развивает идею В. Гумбольдта, выраженную в одной из его антиномий языка – в антиномии понимания и непонимания.

Потебня подчеркивал, что языкознание может изучать смысловую сторону слова лишь до известного предела, иначе оно рискует оказаться своеобразной «наукой наук», охватывающей все отрасли знания. Нельзя, н-р, требовать от языкознания, чтобы при изучении значения слова ‘дерево оно излагало содержание соответствующего раздела ботаники. Иными словами, А.А. Потебня полагал, что предметом языкознания может быть только ближайшее значение слова.

3. Внутренняя форма слова. Кроме звуковой оболочки и значения А.А. Потебня вводит в понятие слова еще один элемент – его внутреннюю форму. Учение о внутренней форме слова у А.А. Потебни является преломлением в конкретизированном виде учения В. Гумбольдта о внутренней форме языка. В трактовке А.А. Потебни значение слова – это сложная совокупность познанных человеком признаков называемого этим словом предмета или явления, а внутренняя форма слова – это лишь один из всей совокупности признаков, который положен в основу наименования данного предмета или явления. Н-р, внутренней формой слова ‘ледокол’ является зафиксированный в названии признак предмета – его способность раскалывать лед. Внутренняя форма слова ‘подсвечник раскрывает признак обозначаемого предмета – служить подставкой для свечи.

Слова разных языков, обозначающие один и тот же предмет, имют одинаковое значение, но могут иметь разную внутреннюю форму. В русском слове ‘коньки’, н-р, внутренняя форма отражает сходство обозначаемого предмета с конём как быстрым средством передвижения. А внутренняя форма немецкого слова ‘Schlittschuhe’, имеющего то же значение, раскрывает связь обозначаемого предмета с обувью (‘Schuh’) и санями (‘Schlitten’).

Слова, имеющие внутреннюю форму, называют сейчас мотивированными. С течением времени признак, положенный в основу наименования предмета, забывается, и слово теряет свою внутреннюю форму. Слова с утраченной внутренней формой называют немотивированными. Однокорневые слова, образующие наиболее древний пласт словарного состава языка, давно утратили свою внутреннюю форму. Ее восстановлением занимается наука этимология. Большинство мотивированных слов состоят из двух или нескольких корней. Русское числительное ‘сорок’, н-р, является немотивированным, его внутренняя форма неизвестна, а числительное ‘пятьдесят’ относится к мотивированным, так как внутренняя форма этого слова легко устанавливается через соотношение его составляющих (‘пять и ‘десять’).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| V. Учение о слове А.А. Потебни

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.1 сек.