Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Уровень словосочетаний

Словосочетание – это объединение слов на основе определенной синтаксической и семантической связи.

Основные семантические отношения между словами в словосочетании сводятся к следующим:

1) Атрибутивные отношения предмета или лица и его признака, в том числе, акционального признака, н-р, ‘ власть народа ’, ‘ народная власть ’, ‘ бегущий человек ’.

2) Объектные отношения между действием и предметом или лицом. Объектные отношения могут быть (a) прямой направленности, н-р, ‘ писать письмо ’, ‘ хвалить ученика ’; (б) непрямой направленности, например, ‘ писать брату ’, ‘ хвалить за прилежание ’; (в) с семантикой инструментальности, например, ‘ копать лопатой ’, ‘ писать карандашом ’, ‘ есть ложкой ’.

3) Обстоятельственные отношения между действием и характеризующим его признаком, либо его временем, местом или направлением, н-р, ‘ говорить громко ’, ‘ сделать вчера ’, ‘ играть дома ’, ‘ повернуть направо ’.

Известно, что существует 3 вида синтаксических связей между словами в словосочетании:

1) Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и стержневое слово. В русском и немецком языках прилагательное и причастие согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже: ‘ кругл ый стол ’, ‘ rund er Tisch ’ (м.р.), ‘ кругл ые столы ’, ‘ rund e Tische ’ (мн.ч.), ‘ на кругл ом столе ’, ‘ auf rund em Tisch ’ (дат.п.).

Согласование подлежащего и сказуемого называется предикативным согласованием. Оно характерно не для словосочетания, а для двусоставного предложения: ‘ Он по ет ’, ‘ Они по ют ’.

2) Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово не повторяет категории стержневого слова, а употребляется в требуемом этим словом падеже: ‘ читать книгу ’ (вин.п.), ‘ гордиться сыном ’ (твор.п.), ‘ радоваться встрече ’ (дат.п.). Для некоторых языков характерно предложное управление, когда предлог требует употребления слова в определенном падеже: (нем.) nach – дат.п., durch – вин.п., wegen – род.п.

3) Примыкание – это вид подчинительной связи, которая формально не выражается, т.е. в зависимом слове не используются специальные средства выражения этой связи. В русском языке на основе примыкания объединяются в словосочетания глагольные инфинитивы, глагол и наречие, глагол и деепричастие, два наречия: ‘ работать вдвоём ’, ‘ просить помочь ’, ‘ очень хорошо ’, ‘ стоял молча ’. В английском языке примыканием соединяются в словосочетания также прилагательное и существительное: ‘ large room ’, ‘ green dress ’, в немецком языке – два существительных при обозначении меры: ‘ ein Glas Tee ’, ‘ zwei Liter Milch ’. Примыкание представляет собой «изолирующую технику» выражения грамматических значений, поэтому оно является основным видом синтаксической связи в языках изолирующего (корневого) типа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Учение о слове А.А. Потебни | VI. Уровень предложений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.