Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как высший процесс познания

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987г.

 

 

Понятие о мышлении. Операции мышления. Формы мышления. Виды мышления. Мышление и решение задач. Творческое мышление.

 

Понятие о мышлении.

Ощущения и восприятие являются исходной основой всякого познания, но далеко не исчерпывают его. Мы познаем в предметах и явлениях не только то, что представлено внешне и непосредственно действует на органы чувств, но и их внутреннее содержание, их сущность. Если ученый возьмет в руки кусок метеорита, то он ничего не сможет узнать о его составе – одних ощущений для этого недостаточно. Только химический анализ, сопоставление полученных данных с уже известными позволяют дать ответ – из каких элементов состоит метеорит.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимоотношениях, мышление глубже познает ее сущность.

Мышление является самым сложным процессом познания. Процесс мышления в отличие от чувственного познания находиться в непрерывном развитии, и этому развитию нет предела. Однако мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации. В процессе мышления человек начинает познавать такие явления окружающего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не воспринимаются и не наблюдаемы. Например, в физике есть теория элементарных частиц. Эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью ультрасовременного микроскопа. Таким образом, они непосредственно не воспринимаются, их нельзя видеть, о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, опосредованному, обобщенному мышлению удалось доказать, что они существуют.

Обобщенность мышления выражается в том, что, анализируя и сравнивая отдельные “наблюдения”, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Эти объекты он объединяет в различные системы знаний и тем самым может оперировать не только единичными предметами и явлениями, а как бы группами свойств, категорий предметов или отношений между ними (временных, пространственных и причинных).

Исключительно важная особенность мышления – эго неразрывная связь с речью. Она выражается, прежде всего, в том, что мысли всегда облегаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, мы не можем мыслить, не произнося слов. Во время исследования мыслительного процесса у людей приборами было зафиксировано наличие незаметных для самого человека движения голосового аппарата.

Мышление теснейшим образом связано с действиями. Человек познает действительность, воздействует на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действиями или действие мышлением; действие – это первичная форма существования мышления.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д. возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную деятельность.

 

Операции мышления.

 

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизацию и обобщение.

Анализ – это мысленное расчленение целого на части или мысленное выделение свойств предмета. Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Например, письменный стол можно разделить на крышку, ножки, ящики и т.д.

Противоположная анализу операция называется синтез

Синтез – это мысленное соединение частей или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Когда мы смотрим на лежащие перед нами отдельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.

Первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности.

Синтез и анализ противоположны и одновременно неразрывны. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе. Например, когда мы, плохо зная английский, слышим разговор на этом языке, мы стараемся, прежде всего, выделить в прозвучавшей фразе знакомые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попытаться их осмыслить. В этом проявляется функция анализа. Однако одновременно с этим мы пытаемся сложить в единое целое смысл услышанных нами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае мы используем другую мыслительную операцию – синтез.

Сравнение – мыслительная операция, позволяющая установить сходство и различие предметов и явлений. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Выявляя тождество одних и различие других вещей, сравнение приводит к их классификации. Но это зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.

Абстрагирование – это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и отвлечение от несущественных. Например, можно говорить о приятном собеседнике, совершенно не вспоминая, как он был одет, когда состоялся разговор. Абстракция широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные понятия длины, географической широты, веса, стоимости и т.д.

Конкретизация – мыслительный процесс, противоположный абстрагированию; представляет собой фиксацию какого-либо признака без учета других признаков. Конкретизация предполагает возвращение мысли от абстрактного понятия к наглядному образу. Если высказанная мысль оказывается непонятной другими, мы конкретизируем ее, ссылаясь на какой-то наглядный образ, реальное событие, явление и т.д. Одна из основных особенностей детского мышления является его конкретность. Детский ум воспринимает все буквально, конкретно, дети еще не умеют понять общий, абстрактный или переносный смысл. Эту особенность очень хорошо подметил А.Н. Толстой и отразил ее в сценке из Буратино, когда Мальвина учит Буратино арифметике.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки в яблоках, грушах, сливах и т.п. соединяются в одном понятии – фрукты.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие, при помощи которого мысль идет к все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

 

Формы мышления.

 

Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. Например, в понятие “человек” входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь и др. Все эти признаки отличают человека от животного. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах. Понятие является результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Но каждое новое поколение людей усваивает тот уровень понятий, который характерен для данного времени.

Закономерный путь формирования понятий – это движение от частного к общему, т.е. через обобщение. Усвоение понятий – это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На первых этапах усвоения понятий не все существенные признаки воспринимаются нами как существенные (это особенно характерно для детей). Более того, существенные признаки могут нами не осознаваться как существенные, а несущественные восприниматься как существенные. Например, некоторые школьники младших классов не относят насекомых к животным, а понятие “елка” часто применяется детьми ко всем хвойным деревьям.

Некоторые понятия формируются у нас в первый год жизни и ученые пока не могут раскрыть закономерности их формирования, потому что приобретаемые нами в первые годы жизни знания попадают в разряд неосознаваемых. К таким понятиям можно отнести понятия “время” и ”пространство”, хотя, по мнению ряда американских авторов, данные понятия следует отнести к врожденным. Но таких понятий немного. Большинство понятий приобретается нами в процессе нашего развития. Усвоить понятие можно двумя способами: либо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт. Для этого необходимо овладеть отношением общности, и как следствие, приобрести высшие понятия, включающие в себя весь ряд более частных понятий, подчиненных ему. Анализируя эти факты, Л.С. Выготский приходит к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка и появление первого слова типа “мебель” или “одежда” – это не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова.

Усвоение понятий происходит одновременно с овладением речью. В школе, начиная изучение какого-то предмета, школьники, прежде всего, осваивают систему понятий этого предмета.

Содержание и понятия раскрываются в суждениях.

Суждения – это отражение связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Мыслить – это, прежде всего, судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждениях. Суждения являются высказываниями кого-либо о чем-то. Они утверждают или отрицают отношения между предметами и явлениями действительности. Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменением и объемом металлов.

Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само по себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение – это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Когда, исходя из посылок, рассуждение раскрывает ту систему суждений, которая из них следует, то рассуждение принимает форму умозаключения.

Умозаключение – это связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Умозаключение является высшей формой мышления.

Рассуждения, умозаключения – основные формы опосредованного познания действительности. Например, “Все металлы электропроводны. Олово металл, значит олово электропроводно”.

Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Индукция – это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Г. Эбингауз, изучая процессы забывания у отдельных людей, обнаружил общую закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной человеком информации.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция – это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412 815 разделиться на три. В то же время, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой будет также без листвы. Дедукция играет существенную роль в жизни человека. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вызывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические мероприятия по предупреждению данного заболевания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы для самостоятельной работы | Виды мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.