Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выборка в социологическом исследовании. Проблемы репрезентативности




Опрос в социологическом исследовании.

Опрос - наиболее распространенный вид социсследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации.

Характерные черты опроса:

Положительные:

1. контакт между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкет вопросников или опрашиваемых лиц, незнакомых с опрашиваемыми.

2. этот контакт весьма кратковременен.

3. словесные реакции опрашиваемых (их вербальное поведение) в момент опроса принимается как показатели их фактического поведения, отношений и мнений в реальных жизненных ситуациях.

4. задаваемые вопросы максимально стандартизируются для облегчения количественной обработки ответов и обеспечения их сравнимости.

5. при статистической обработке результатов масса опрашиваемых (и их ответы) рассматривается как некое множество, репрезентирующее более обширное целое.

Отрицательные:

1. массовый характер опросов, зависимость их результатов от компетентности и добросовестности опрашивающих, высокая стоимость опросов, побуждающая выбирать упрощенные решения и приемы.

2. легкость, с которой многие опрашиваемые соглашаются высказываться по любому вопросу, даже если они не понимают его, не помнят того,, о чем их спрашивают, не имеют мнения на этот счет и т.п. Отсюда важная задача - научный подход к проведению опросов с целью повышения достоверности проводимых опросов.

Разновидностей соцопросов: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (один на один) и опосредованным (по телефону).

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных категорий трудящихся, населения. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения (эксперты).

Выборка. Если обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить сведения, в качестве генеральной совокупности, то выборочная совокупность (выборка) является его точной, но уменьшенной копией. Кого отнести к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Вероятность попасть в выборку должны иметь одинаковую все выборщики независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, затрудняющих их поиск.

Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Она не должна быть очень большой, в противном случае социолог не имеет права обобщать выводы исследования, в ходе которого опрошена часть людей, до уровня всего населения. Репрезентировать - значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Главное определить кто является типичным представителем генеральной совокупности, и добиться того, чтобы у всех были равные шансы попасть в выборку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.