Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи курса социологии




В2.

В1.

В2.

В1.

В3.

В2.

В1.

В3.

В2.

В1.

В2.

В1.

Социальная мобильность.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Два основных вида мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная игоризонтальная.

 

Об-во – определенное объединение людей, которые вступают в соц взаимодействие.

1) Об-во не сводимо к некой сумме индивидов

2) Наличие уствойчивой систему взаимодействия.

Об-во (в социологии) – упорядоченная, иерархически выстроенная система взаимодействий между индивидами, соц группами и общностями

Основные признаки об-ва:

А) наличие общественного интереса

ОИ – необходимость совместных усилий для достижения какой-либо цели, значимой для всего общества.

Интерес может носить осознанный характер (например, защита Родины, подъем патриотизма)

Интерес может носить латентный характер.

Вне зависимости от степени осознанности общественного интереса, он носит добровольный или принудительный характер.

Общественный интерес может быть на уровне:

- групп,

- общностей (город),

- больших соц образований (страна).

Б) социальная дифференциация

Два измерения соц дифф-ии:

- горизонтальное (разделение функций, труда, разделение по др признакам);

Например, профессии, унивеситет

- вертикальное (место в соц иерархии) об-во подразделяется на соц позиции, отношения, которые хар-ся неравенством.

В) наличие нормативной системы.

Норм. Система – согласованная совокупность обще принятых правил, образцов поведения.

Нормы регулируют нашу деят-сть.

Два вида норм:

- легальные (законы, уставы, нормативные док-ы, инструкции) носят целенаправленный хар-р, то есть создаются для взаимодействия людей в каких-то определенных ситуациях, носят систематический хар-р, носят обезличенный хар-р (или деперсонифицированный), то есть адресованы обезличенной массе.

- моральные нормы – возникли естественным путем, не создавались целенаправленно, а складываются в результате исторического развития об-ва, носят противоречивый хар-р (часто, например, нормы бизнесмена и монаха), действие легальных норм подверждается санкциями, а моральных – предполагает не страх наказания, а субъективную подкрепленность.

Виды норм:

- вкусы (представленные виды моды)

- обычаи

- традиции

- ритуалы

Г) Социальные институты

 

Социология отличается от других наук. Социология изучает закономерности взаимодействия людей. Социология изучает формы и факторы социального взаимодействия.

Что заставляет людей вступать во взаимодействие?

- только включаясь во взаимодействие с другими людьми человек может удовлетворить свои потребности

Уровни потребностей:

- физиологический

- безопасности

- кам-ный

- признание со стороны других

- самореализация

Потребность – это стимул к взаимодействию.

Социальное взаимодействие строится под влиянием факторов:

  1. Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом или группой относительно других индивидов или групп в рамках данной системы отношений.

Для разных ситуаций выделяются разные статусы (например, университет – преподаватель, в семье – отец, в магазине - покупатель), один является доминантом.

Положение индивида в об-ве в целом определяется некоторыми генеральными статусами (- генерализациям).

Статусные позиции делятся на две группы (условно):

А) приписываемые – социальные позиции, которые закрепляются за членом об-вом, достижение этих позиций не предполагает направленных усилий человека.

Например, пол.

- но это не врожденный статус.

Б) достигаемые статусы – позиции, которые индивид получает в результате своей направленной активности. Например, профессия.

Граница между достигаемыми и приписываемыми статусами может быть размытой.

  1. Социальные роли – поведение, ожидаемое от носителя данного статуса.

Ролевое поведение регламентируется ожиданиями окружающих.

Экспектация – ролевые ожидания.

Три вида экспектаций:

А) «сценарий» - формализованная, обобщенная система ожиданий, которая предъявляется к каждому носителю данной роли. Представлены – инструкции, правила.

Б) «аудитории» - оценивают наше ролевое поведение:

- реальные – люди, с которыми мы находимся в прямом, непосредственном контакте, которые оценивают наше ролевое поведение здесь и сейчас.

- виртуальные – то неопределенно большое кол-во людей, котоые потенциально могут воспринять и оценить наше ролевое поведение.

В) «ожидание партнера»

Партнер – индивид, который выполняет социальную роль, аналогичную нашей.

Круг партнеров зависит от ситуации.

Ролевой конфликт – часто возникает в социальных ситуациях.

Ролевой конфликт бывает:

- межролевой – когда выполнение одной социальной роли становится препятствием для выполнения другой роли;

Например, женщина – студентка – мать

Для регулирования приходится выбирать в соответствии с приоритетом.

- внутриролевой – связан с ситуацией, когда человек не может или не хочет выполнять закрепленную за ним соц роль

Например, солдат (по принуждению), учитель.

  1. Нормы

Соц нормы – образцы поведения, закрепленные формально.

Нормы делового поведения людей предсказуемы.

В процессе воспитания у человека развиваются определенные нормы и ценности.

Интериоризция – включение в стр-ру сознания и поведения определенных установок, норм и ценностей.

  1. Ценности – это общепринятые, универсальные представления о наилучшем состоянии различных объектов и процессов, людей и их поведения, состояния об-ва, гос-ва и тд.

Интериоризационные ценности являются фундаментом норм.

Сущ разные ценности:

- моральные, религиозные, эстетические, политические, социальные, экономические.

Ценности определяют наше поведение, наши ориентации, выполняют две функции: - интегративную, дифференцирующую.

 

Социализация.

  1. Понятие социализации. Основные факторы.
  2. Формы и этапы процесса социализации.
  3. Агенты и институты социализации.

Стать человеком можно только в об-ве и с ранних лет жизни.

Социализация – процесс освоения индивидом на протяжении всей его жизни знаний, умений, навыков, необходимых базовых социальных ролей и адаптации в об-ве.

Функции – научение; - обеспечение социализации культурной приемственности.

Процесс социализации зависит от ряда факторов:

- имитация (подражание);

- идентификация (употребление).

Имитация – копирование, подражаение внешнему контуру роли.

Например, дети играют в игры, подражая родителям.

Идентификация – понимание внутреннего содержания социальной роли, понимание ее смысла.

Например, дети взрослея понимают действия родителей.

Действие этих механизмов во многом определяют дальнейшие действия человека.

 

Факторы, влияющие на процесс социализации.

  1. Биологические.

Особенности:

А) относительно малое число генетически заданных программ поведения

Большинство человеческих поведенческих программ носит не аналогичный характер.

Б) научение – длительный период биол и соц детства.

Границей соц детства является экон самостоятельность.

Под подсознанием заключается либидо и агрессия.

Выполняет репрессивную функцию, ограничивающую биол потребности.

Например, приучение детей к горшку

На становление социализации:

- влияние вида биол

- ограничение биол природы

2. Социально-психологичесике

Процесс социализации осущ под влиянием нашего непосредственного и опосредованного окружения, именно оно формирует наше Я.

Чарльз Куни – Теория зеркального Я.

Компоненты:

А) Это то, что по нашему мнению видят в нас другие.

Б) это то, как по нашему мнению окружающие оценивают то, что видят в нас.

В) наша реакция на воспринятую реакцию других.

Процесс формирования самосознания под влиянием других факторов: - осуществляется стихийно, нецеленаправленно, - идет постоянно на протяжении всей жизни.

Факторы: групповое влияние или групповое давление.

- референтные группы (Р. Мертон)

Референтность – соотносимость к каким-л группам.

Два вида:

- ин-группа – группа с реальными членами, то есть та группа, с которой мы постоянно контактируем. Оказывается социализируеющее влияние – непосредственно. Как на добровольном признании, так и на принудительном.

- аут-группа – группа с символическим членством, то есть людей в рамках этих групп объединяют общие интересы, символы и др.

Проявляется через общение общ ценностей, которые формируют определенные установки, ориентации и мотивы поведения.

Групповыми факторами явл:

-...

- принадлежность к этим группам заставляет нас принимать определенные модели, правила поведения.

3. Культурные факторы социализации.

Различные символические системы, в которые человек включается в процессе социализации, язык – важнейшее в этой системе.

Помимо яз и культурного фактора можно отнести религию или атеизм.

 

Процесс социализации – это непрерывный процесс в реальном мире.

  1. Мыслить, думать по опред стандартам.
  2. Коммуник навыки
  3. Овладение к-л навыками деят-сти.

Процесс социализации с трех измерений:

- формирование навыков мышления (когнитивный аспект)

- коммуникативный аспект

- деятельный аспект

Когнитивный аспект

Ж. Пиаже – теория когн развития, как формируется мышление человека.

Стадии:

- cенсорная (0-2 года) – основное содержание: формирование основ образного мышления, память возникает на основе образов (после 3х месяцев), важнейший алгоритм, т.е. способность различить объект --- образ --- знак и в то же время связывать. На этом этапе сознание связано с образом мышления.

- предоперациональная (2-7 лет) – дальнейшее развитие образного мышления и формирование абстрактного мышления, связано с освоением языка (роль)

- стадия конкретных операций (7 – 12 лет) – развитие технологий, алгоритмов абстрактного мышления, это переход от операций с предметом к операциям с понятием.

- стадия формальных операций (12 -15 лет) – формирование абстрактного мышления, то есть человек начинает овладевать умением воспринимать себя как абстрактное, то есть начинает оценивать себя, то есть предполагает постановку вопроса «смысла жизни».

Кант «Что есть я», «что есть мир», «что я в этом мире».

Коммуникативный аспект.

«Матрицы» общения – сложившиеся модели поведения.

1 матрица – человек поступает в определенной ситуации определенным образом, чтобы избежать наказания.

В процессе коммуникации мы действует так, чтобы избежать наказания со стороны других, мы принимаем к-л модели поведения.

Наказания – дискомфорт, неудовлетворенность.

2 матрица – человек поступает определенным образом, чтобы получить поощрение.

Поощрение – материальное, статусное, психологическое, любовь, нравиться...

Матрица – на принципе групповой морали.

Групповая мораль связана с включенностью в различные референтные группы, которые предполагают разделение людей на «мы» и «они».

Суть групповой морали – что позволено по отношению к чужим, недопустимо по отношению к своим, то есть к своим – одно отношение, к другим – другое.

Например, цыгане др друга не обманывают.

4 матрица – категорический императив.

«Поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Чтобы реализовать эту матрицу нужно видеть равного себе, нужно признавать достоинство других людей, уважать их.

Комплексы превосходства и неполноценности могут сочетаться, 4 матрица отрицает эту установку.

В разных ситуациях мы выбираем разные модели поведения.

4 матрица – самый оптимальный вариант, который дает продуктивный результат.

Деятельностный аспект.

Этапы научения видам деятельности:

1) выполнение первичной социализации

2) вторичная социализация.

Деятельностная социализация связана с профессией, успех профессиональной социализации (карьеры) зависит не столько от полученных профессиональных знаний, но и от других факторов:

- от умения определенным образом позиционировать себя в коллективе

Эмпирические подтверждение:

Например, отличник может больше ничего не добиться.

Человек попадает в коллектив, в котором существует формальная и неформальная структура.

Типы социально-психологические:

А) лидеры – люди профессионально состоятельные, успешные, но профессиональная деятельность – н главное, их стремление – доминировать, это может быть формальное доминирование или реальное.

Лидер – амбициозный, инициативный, ответственный, не боится рисков, конфликтов.

Б) Аутсайдеры – стоящие в стороне, вне контекста, это хорошие профессионалы, владеющие умениями, для них главное – сама деятельность, не статус, они не стремятся делать карьеру, они знают себе цену, обладают определенной независимостью, автономностью.

В) «послушное большинство» - основная масса персонала, это обладающие необх-м минимум профессиональных качеств, малоинициативные, боятся ответственности, не идут на риски, не любят инновации, хорошие исполнители, пассивны и зависимы.

Г) «козлы отпущения» - выполняют определенную функцию в коллективе, являются объектом пренебрежения, люди боятся начальство, совершить ошибку, безинициативны, профессиональная социализация не состоялась. Выбор автоматический не предполагается, он осущ в процессе жизни человека.

 

Агенты социализации – индивиды и группы, направленное воздействие которых формирует у рецепиента социально приемлимые качества и навыки поведения.

Агенты – субъекты, которые оказывают целенаправленное воздействие.

Например, для ребенка – родители, учителя, одноклассники.

Агент оказывает не случайное влияние, а на систематической основе.

Процесс социализации строился на непосредственном контакте агента и рецепиента, это малоэмоциональный контакт – традиционно.

Сейчас выделяют новый тип социализации – масс медия (институты социализации). Масс медия оказывает влияние на все слои населения.

Масс медия работает на принципе – унификация (обезличивание).

Например, в России школьники проводят в родителями 40 мин, перед компьютером 3-4 часа.

Поведение и оценка реальности конструируется масс медия, который влияет на наше воззрение.

Литература – тоже агент социализации, но в наше время менее важно.

 

Социальные отношения. (Девиация)

  1. Понятие девиации. Виды девиантного поведения.
  2. Истоки девиации: подходы к объяснению.
  3. Девиация как процесс, этапы развития.
  4. Социальный контроль.

Девиация – это поступки, действия отдельных людей, либо социальное явление, несоответствуеющее принятым в данном об-ве социальным нормам.

Понятие девиации явл релятивным, то, что воспринимается как девиация в одних условиях, в других – нормальное и естественное.

Релитивность оценок задается культурой и эпохой.

То или иное являение может восприниматься как девиантное, когда сущ нормы.

Условно делят девиацию на две группы:

1) культурно-одобряемые девиации

2) культурно/ социально-осуждаемые (социальные патологии)

а) те, которые могут способствовать прогрессу об-ва. Например, гениальность, физ кач-ва.

Б) те отклонения, которые по мнению большинства членов этого об-ва может нанести потенциальный вред.

Грань – подвижна.

Например, Галилей с идеей о движении Земли.

Допущение:

Девиация как соц явление является результатом социального конструирования, то есть об-во в лице влиятельной группы стало создавать девиателей и девиантов.

У Эмиля Дюркгейма (1857 - 1917) был пример: в сообществе «святых» со временем все равноо появляются девианты.

1. Существование девиации в любом обществе нужно для консолидации (объединения).

Девиация и ее носитель выступает в роли «социального пугала», то есть служит отрицательным образцом, а это отрицание объединяет об-во.

2. Девианты и девиация выполняют инновационную функцию. Носители девиации вносят что-то новое в жизнь.

Любое социальное явление или любой человека при определенных условиях может казаться девиантным.

Явления, которые почти всегда воспринимаются как девиантные:

А) аддикция – поведение, связанное с осознанием физ или псих саморазрушение личности, выражающееся в своеобразном уходе от реальности.

- патологическое непреодолимое влечение к своей страсти – признак аддикции.

Б) суицизм – традицонно суицидальное поведение связано с актом самоубийства, но оно может включать:

- суицидальные мысли и намерения;

- суицидальные попытки;

- само самоубийство.

Соотношение муж и жен в попытках самоубийтсва 3/1, люди с образованием и без - 1/8.

В) делинквенция (преступное), связанное с нарушением юр норм. Распространение девиации несет угрозу об-ву, поэтому всегда принимаются попытки уменьшить возможности ее возникновения.

 

Подходы:

1) Биологический (биогенетический) – принича отклонений – в особенностях физ, биол или псих организации носителей девиации.

Итал врач Чизаро Ломброзо (эволюционист) – «Сущ-ие преступности объясняется деградацией особей». Учение о врожденном/ физ типе. Биол подход может объяснить поведение одного или нескольких индивидов, но не всего об-ва.

2) Социологический – Э. Дюркгейм – аномия. Аномия - это состояние об-ва, при котором значительная часть или большинство членов об-ва зная о сущ-нии данных норм игнорируют их.

Ситуации аномии возникают, когда в об-ве происходит резкое изменение соц, полит, эконом отношений. В этих ситуациях привычные интериоризированные модели поведения перестают действовать.

Р. Мертон – в каждом об-ве сущ опред ценности. Ценности обладания: -богатство, власть, престиж. На основе ценностей – возникают универсальные цели.

Сущ базовые и терминальные ценности.

Для достижения целей сущ средства (легальные).

1) Ситуация аномии возникает, когда усиливается разрыв между средствами и целями, то есть когда для значительной части об-ва доступ к легальным средствам ограничен.

2) В условиях совр об-ва ситуация аномии становится перманентным процессом. Эти ситуации заставляют человека приспосабливаться в ним, выбирать опред модели поведения.

Типы поведения Цели/ ценности (принятие, признание целлей и ценностей) Средства (использование лег средств)
1. Конформизм (приспособление) + -
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретретизм (уход, например, секты, пьянство) - -
5. Мятеж (например, нацисты, скинхеды) +/- +/-

Девиантные – мятеж, ретретизм, инновация.

Адапционные: конформизм, инновация, ритуал.

В любой социальной системе всегда есть люди, которые в нее не вписываются --- люди сами воспроизводят девиацию и девиантов.

 

Девиация создается и поддерживается в рамках об-ва.

Процесс возникновения девиации:

- возникновение нормы ведет к тому, что об-во разделяется на модальное большинство (вписывающееся в нормы) и девиантное (которое не вписывается.).

- рапространение девиации – возникают негативные стереотипы восприятия оценки, распространяемые на индивиды, группы, выделяемы по 1 или неск признакам. Выстраивается система ожиданий, стереотипы часто не основаны на личном опыте.

- стигматизация (прикрепление «клейма» девианта) – ведет к эффекту ролевого поглощения, суть которого заключается в том, что стигматизованный объект начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих.

Результатом стигматизации – возникновение девиантных групп, ведет к усилению их влияния.

- коллективизация – девиантные группы образуют субкультуру.

Субкультура – культура, которая резко отличается от доминантной культуры.

В основе субкультуры лежат свои специфические ценности, нормы поведения, своя символьная система, специфический язык.

Например, уголовная субкультура.

Включает определенные имиджевые хар-ки.

Девиантные субкультуры оказывают влияние на доминантные: песни, жаргон, бизнес-слиняие бандитов и честных бизнесменов.

Разламывается грань между модальным и девиантным поведением.

- пересмотр норм, например, гомосексуализм, христианство

 

В4. Социальный контроль.

Девиация несет угрозу суще-ему соц порядку.

Сущ меры, направленные:

- ограничить развитие девиации и ее проявление

- сформировать у людей модальное поведение

- «табу» можно наложить на человека, действия, объекты.

Формы соц контроля:

1) институциональный – представлен спец созданными организациями, направленным на ограничение и пресечение нежелательных действий. (например, ГИБДД)

Действие инст контроля основано на установлении действия юрид санкций, действуют механизмы принуждения и наказания за совершенные девиантные действия.

Инст контроль эффективен в об-вах авторитарного или тоталитарного типа, где девиантные действия должны устраняться совсем.

В об-вах открытого типа инст контроль ослабевает, тотальный контроль невозможен.

2) Культурный – основан на распространении, внедрении и интериоризации опред ценностей, и основанных на них моделей поведения (решения, как целостный культурный комлекс) – экзистенциальная недоспустимость девиантного поведения. в наше время культурный контроль не столь важен.

3) Групповой – основан на действие механизмов рефернции, то есть соотнесения себя соответствующим группам и на самоидентификации с данными группами, то есть это значимые ориентации на ценности других.

Групповой контроль основан на механизме быстрого действия, достаточно эффективен.

Групповой контроль носит локальный хар-р в совр об-ве.

Развитие совр социума не предсказуемо. В совр об-ве применяются все виды контроля в зависимости от ситуации.

 

Социальная организация об-ва.

  1. Соц структура и ее составляющие проблема соц неравенства.
  2. Теории соц стр-ры: т. Стратификации, т. Эксклюзии.
  3. Соц мобильность. Виды мобильности.

Соц орг-ия об-ва – это диамическая иерархически выстроенная модель взаимодействия между соц группами и слоями об-ва, регулирующая границы между группами и слоями, объем (величину) соц ресурсов, распределяемых между ними, возможности, мобильности, то есть переходы из одной группы или слоя в другие.

Первичным элементом соц орг-ии об-ва явл соц группы.

1) Соц группа – общность людей связанных: общими статусными позициями, - общими надличностными целями и интересами, - общими нормами и стереотипами поведения, - общими чертами образа и стиля жизни, - групповой идентификацией и самоидентификацией.

2) Соц категория – совокупность групп, связанных некоторыми общими базисными статусными хар-ками, некоторыми общими нерегулярными непериодическими целями и интересами, сходными чертами образа и стиля жизни, символическая идентификация (круг общих ценностей), но которые ориентир представители разных групп некой категории.

3) Соц слови – это общности, образуемые близкими соц категориями и связанные – общими статусными маркерами, общими стратег долгосрочными целями и интересами, общими жизненно-стилевыми хар-ками.

Об-во состоит из соц страт. Отношения между стратами носит упорядоченный хар-р, который проявляется в – функциональном разделении, - в иерархии.

Соц неравенство – это асимметрия в распределении соц значимых ресурсов между разными статусными образованиями (группами, категориями, стратами).

К важнейшим соц значимым ресурсам относятся:

- богатство

- власть

- престиж

Все цивилизации хар-ся наличием соц неравенства и ликвидация одиних форм неравенств приводит к появлению других. Соц неравенство неизбежно в любой соц жизни, в любом об-ве.

Соц неравенство в принципе выполняет позитивную функцию, оно функционально, оно:

- обеспечивает соц порядок, способствует сохранению системы,

- соц неравенство задает конкурентные отношения между разными слоями, а конкуренция ведет к динамике общ развития

- соц неравенство задает мотивацию соц активности

- может рассматриваться как целое условия соц справедливости.

Соц неравенство может выступать деструктивной силой, ведущей к системным сбоям, разрушению системы.

Существует критический порог неравенства – когда значительная часть членов об-ва ограничена или лишена возможности доступа к социально значимым ресурсам.

Децильный коэффициент – это величина, определяющая отношение уровня наиболее высокодоходных людей к уровню среднего дохода в 10% групп наименее доходных людей.

Например, семья 3 человека – общий доход 30 000, 30 000/ 3 = 10 000

Семья из 4 человек – общ доход 10 000, 10 000/4 = 2500

10 000/ 2500 = 4 (коэф-нт)

Если коэф-нт меньше 10, то критичный порог неравенства.

В РФ по данным статистики примерно 15, реально выше.

Т.к. в РФ средний класс развит недостаточно, то можно выделить богатых, сверхбогатых и бедных.

 

Теория стратификации.

В основение страт-ии входят те признаки, которые определяют статус индивида в общ отношениях.

П. Блау

Об-во можно делить на страты по горизонтали и вертикали.

Блау выделяет две группы параметров:

  1. Номинальные (горизонтально)

- раса

- пол

- этнич принадлежность

- язык

- место жительства

- религиозная принад-сть

- сфера деятельности

2. Ранговые (верт)

- богатство

- доход

- образование

- возраст

- происхождение

- административная должность

- культурный капитал

- престиж, власть

Номинальное различие изначально не предполагает неравенство.

- Гетерогенность (гомогенность соц групп) – дифференциация, слитность, неразделимость

Совр об-во – с очень выраженной гетерогенностью.

Рост гетерогенности ведет к след закономерностям: к тому, что усиливается интенсивность и значимость контактов внутри гетерогенных групп, и в то же время между группами и их членами.

Данная закономерность ведет к появлению ингруппового фаворитизма, который выражается в стремлении к возвышению своей ингруппы за счет интересов других групп. Ингрупповой фаворитизм ведет к преобразованию номинальных параметров в ранговые.

Ранговые параметры составляют иерархию деления об-ва.

Главными ранговыми явл власть, престиж в совр об-ве.

Амер социлог Д Джексон создал модель триаду:

- высший класс: - ВВК, НВК (10-15%)

- средний класс: - ВСК, НСК (60-70%)

- низший: ВНК, ННК (20-25% - США)

ВВК образуют люди, занимающие высокие показатели богатства и престижа, но их благосостояние не зависит от состояния экономики и полит конъюнктуры. Этих людей выделяют по признаку происхождения. Не входят во властные структуры, обладают реальными рычагами влияния на полит структуру, но не напрямую. Это амер аристократия, верхушка полит естеблишмента, представители бизнеса, отдельные представители интеллектуалов.

НВК – круги предпринимателей, бизнесменов, топ менеджеры крупных компаний, отдельные пресдтавители массовой культуры, и отдельные представители специальностей (врачи, юристы). Их благополучие зависит от экономики и политики.

ВСК – предприниматели, бизнесменя, высококвали специалисты, отдельные универ профессора, представители шоу бизнеса, высшая категория чиновников.

НСК – основа амер об-ва, мелкие предприниматели, наемные рабочие, клерки

Средний класс – стремится достичь большего образования, карьеры, наиболее стабильный слой населения.

ВНК – неквали рабочие, сфера обслуживания, без образования, или невостребованное образование, часть иммигрантов первого поколения.

ННК – маргиналы, сезонные с/х рабочие, нелегалы, неквалиф сх рабочие, мигратны + нелегальные, хронические безработные, алгоколики, наркоманы.

В РФ в наст время:

1. Сверхбогатые и ВК – 2-3% (крупные предприниматели в сырьевой отрасли, верхушка чиновников, топ менеджеры крупных компаний)

2. Низший высший класс – состоятельные люди – 10%, менеджеры кр компаний, отдельные специалисты денежной сферы, средние бизнесмены, отдельные высококвалиф специалисты, осн часть чиновников среднего уровня, представители интеллектуальной элиты, культуры

3. Средний класс – 20-25% - те семьи, чей доход примерно 20 000, высшее образование, высокая проф квалификация, малый бизнес, городское население.

4. НСК – 40-45% - средний доход от прожиточного минимума до 2х ПМ, в постоянной зоне риска, зависят от экономики, политики, бюджетники, наемные рабочие.

Для них проблемно: лечение, обучение детей, получение пенсии.

  1. Бедные – 15-17% ниже прожит минимума – пенсионеры, сельское работающее население, неквалиф рабочие, маргиналы, безработные

Ок 10% сельс населения – маргиналы

 

Соц мобильность. (П. Сорокин)

Соц мобильность – процесс перехода индивидов, соц групп и иных общ объектов из одной соц позиции в другую.

Два вида мобильности:

  1. Горизонтальная – изменение соц позиции внутри одного слоя (то есть без изменения статуса).
  2. Вертикальная – изменение статусной позиции.

- восходящая

- нисходящая

В процессе мобильности вовлекается индив мобильность, часто случайная.

Есть и групповая мобильность, обусловленная и неслучайная.

Осн хар-ки мобильности – интенсивонсть, масштабность, скорость.

Скорость – это измереяется количеством страт, пройденных объектом за опред временной период.

Интенсивность – кол-во объектов, вовлеченных в процесс соц мобильности за опред временной период.

Процесс мобильности вовлекает в себя разные соц, символичные моменты, элементы языка и др.

Мобильность как процес предполагает наличие каналов мобильность, то есть опред соц механизмов, средств, с помощью которых индивид или группа может изменить свой статус.

Есть как законные (образование, проф деят-сть, брак, личные связи), так и незаконные каналы (криминальная деят-сть).

Процесс вертикальной мобильности связан с необх-стью преодоления разных соц барьеров:

Например, стоимость земли, дома, образования, имидж, культурные барьеры – язык, псих барьеры, испытательный срок на работе.

Барьеры:

1) Экономические – для вхождения в опред соц общность может быть нужно подверждение своего материального статуса, соответствовать стандарту потребления.

2) Заимствование образа и стиля жизни у принимающей общности

Часто интеграция в более высокие статусные группы требует разрыва с прежним соц окружением, или ослабления связей.

Повышение статуса ведет к эффекту статусного напряжения. Чем выше статус, тем выше ответственность и ниже свобода.

Все модели соц стратификации носят конвенциональный хар-р.

 

Социальный конфликт.

  1. Понятие конфликта, структура конфликтной ситуации
  2. Причины возникновения конфликта. Их типология
  3. Факторы, влияющие на протекание К.
  4. Разрешение К.

Соц К лежит в основе многих соц явлений.

К – это трудно-разрешимое противоречие, выражающееся в открытой борьбе между оппонентами, либо это борьба за ценности, статус и ресурсы, борьба в ходе которой стороны стремятся подчинить нейтраливать или уничтожить друг друга.

Понятие К сопряжено с противоречием, в основе каждого К – противоречие, но не всякое противоречие становится К.

Противоречия, кот становятся К, можно разделить на стадии:

- латентные – противоречие объективно, но не осознается потенциальными оппонентами.

- осознание противоречия – осознается оппонентами, но оно может быть адекватно или нет. Осознание задает мотивацию конф поведения

- конфлик – взаимосвязь соц элементов.

Структура конфликта:

1. наличие оппонентов, с разной силой и рангом.

А) оппонент 1 ранга – индивид, выступающий в К от собственного имени, отстаивающий личные интересы

Б) оппонент 2 ранга – группа или индивид, представляющий, защищающий групповые цели и интересы

В) оппонент 3 ранга – совокупность групп определенной общ структуры отстаиваюших в К некот институциональные интересы и правила, интересы системы.

В ходе К ранги могут меняться.

Объект К.

К можно разделить на ядро и периферию.

Эпицентр (ядро), в эпицентре может быть 1 или несколько значимых проблем, которые будут объектом К.

В эпицентре находятся осн участники, на периферии – заинтересованные лица.

Объект К – это реальная объективная проблема, предполагающая противополжные варианты разрешения и связанная с объективными интересами оппонентов.

Реальные причины К могут быть подменены на квазипричины.

Подмена объектов может происходить как сознательно, так и неосознанно.

Предмет – связан с личной мотивацией участников, с их осознанными объектами, при этом предмерт не совпадает с объектом.

Иногда объект может исчезнуть, а мотивация остается, она часто связана с личным отношением.

Инцидент – явление, событие, которое способствует переходу от противоречия к открытой борьбе.

 

Противоречие интресов – чаще всего явл основой конфликта.

Конфликты реальных интресов – связаны с проблемой распределениях к-л ресурсов или борьбой за статусные позиции, это м б материальные, территориальные ресурсы...

а) Предмет курса социологии.

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно – следственный связей в процессе социальных отклонений между людьми. А также взаимодействий между людьми и группами.

Социология также включает в себя изучение традиций, структуры социальных институтов, возникающих в ходе взаимодействия сил, которые их объединяют или ослабляют. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабах, а также различные процессы, которые вызывают стабильность или изменение в обществе.

Первопричинами предмета социологии являются два понятия – социальный статус и социальная роль. Первое дает статистическую, а второе – динамическую картину мира.

Предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового значения.

 

б) Задачи социологии.

Одной из основных задач социологии является эмпирическое исследование действительности (изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.), предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим исследованиям. Между тем многие ошибочно отождествляют прикладные социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще. В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого. Другая важная задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.