Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции и методология социологии




Значение социологии определяется ее функциями, которыми являются:

– познавательная (гносеологическая) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества в целом или отдельных его подсистем;

– прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов социальных изменений в рамках тех или иных социальных структур;

– организационно‑управленческая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);

– воспитательно‑идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально‑политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, т.к. социология, как и любая общественная наука, не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении.

В исследовательской методологии, представляющей собой систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки, выделяются следующие уровни:

· общефилософские основания социологического познания;

· принципы и методы общенаучного теоретического познания;

· совокупность методов, процедур и техник теоретического и прикладного социологического анализа.

В социологии применяются такие общефилософские методы как, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Каждый из названных методов в социологическом исследовании приобретает своеобразные особенности в своем применении. Например, метод анализа приобретает форму контент‑анализа, т.е. содержательного анализа определенных текстов, осуществляемых по определенным правилам.

Широкое использование в социологии находит применение общенаучных методов. Чаще всего в социологии используются методы системного и комплексного подхода к изучаемым объектам. На рубеже XX – XXI столетий в социологии все чаще используется общенаучный метод моделирования, который представляет собой исследование явлений и процессов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. Часто в социологических исследованиях наряду с моделированием применяется метод типологизации, т.е. вычленение из определенной совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия, надежных способов установления общности их наиболее существенных, типических признаков.

Общефилософские и общенаучные методы составляют тот фундамент, на котором строится система более конкретных, специфических методов, применяемых в социологических исследованиях. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы: методы общей социологической теории и методы прикладных социологических исследований.

Наиболее широко используемым в общей теоретической социологии методом является структурно‑функциональный анализ, основная цель которого заключается в количественной и качественной оценке тех изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. На протяжении последних десятилетий широкое применение получил компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох. Наряду со сравнительным методом в социологических исследованиях все шире начинает применяться его своеобразная разновидность – метод кросскультурного анализа, который ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном, но и во временном отношениях. В социологической теории применяется и корреляционно‑каузальный метод, при этом причинность не может быть напрямую выведена из отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивая связь между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми могут быть возраст, уровень доходов, квалификация, религиозность и т.д. Однако необходимо помнить, что не всегда наблюдаемая корреляция выражает причинную связь. В современной теоретической социологии находит достаточно широкое применение метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных измерениях.

На уровне прикладной социологии наряду с названными методами используются специфические методы эмпирического исследования: наблюдение; анализ документов; выборочный метод; метод опроса; социальный эксперимент; анализ и обобщение социологической информации.

Все охарактеризованные методы применяются во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.