Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления и современное состояние западной социологии




Тема 1. История становления и развития социологии

Вопросы для самоподготовки

1. Каково определение социологии как науки? Кто и когда ввел в научный обиход термин «социология»?

2. В чем заключается объект и предмет социологии?

3. Каково положение социологии в рамках естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию? В чем оно выражается?

4. С какой из гуманитарных наук социология имеет наиболее тесную связь? В чем она выражается?

5. Какими тремя видами дифференциации определяется структура современной социологии?

6. В чем различие макро- и микро-, общей и отраслевой социологии? В рамках какой дифференциации они выделяются?

7. В чем различие между теоретической и эмпирической социологией? В рамках какой дифференциации они выделяются?

8. В чем различие между академической и прикладной социологией? В рамках какой дифференциации они выделяются?

9. В чем состоит сущность основных функций социологии?

10. Какие общефилософские и общенаучные методы использует социология?

11. Какие методы общей социологической теории и методы прикладных социологических исследований наиболее широко используются социологией?

Раздел I. Теория и история социологической науки

Вопросы:

1.История становления и современное состояние западной социологии.

2.Российская и советская социология.

3.Развитие социологии в Беларуси.

Социология – явление сложное, многоплановое, имеющее долгую и богатую историю. Эволюция социологии – это та последовательность этапов ее развития, в которой проявляется общая тенденция, связывающая прошлые и современные научные идеи и исследовательские работы.

Современные исследователи, отвечая на вопрос «Когда появилась социология?» придерживаются одной из двух точек зрения:

1. Социология существует столько же, сколько и само общество. Идеи Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и др. мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей ХIХ – ХХ вв.

2. Социология сформировалась в середине – конце ХIХ века, когда Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и др. ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее традиционной философии, истории, психологии.

Согласно второй точке зрения критерием выделения этапов эволюции социологии является изменение в характере (проблематика, подходы, полученные результаты) основных работ представителей, чьи идеи сегодня оказывают наибольшее влияние. На основе данного критерия можно выделить пять основных этапов: протосоциология, классическая, неоклассическая, постклассическая, постмодернистская социология. Рассмотрим каждый из названных этапов.

Этап протосоциологии. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» мыслитель предложил назвать новую науку об обществе социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал, сформулировав закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции, согласно которому интеллектуальное развитие человечества проходит три этапа:

– теологическая стадия (охватывает период с древности до конца XIII века), когда человек объяснял все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. д.;

– метафизическая стадия (период с XIV до конца XVIII века), когда объяснение окружающего мира достигалось за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями;

– позитивная стадия (начинается в XIX веке), которая характеризуется отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходом к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений.

На позитивной стадии эволюции человеческого знания возникает действительное знание об обществе. Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.

Социология, согласно О. Конту, включает политэконо­мию и часть психологии и подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования обще­ства) и социальную динамику (изучение законов прогрессивно­го развития).

Второй после Конта крупнейший представитель позитивизма в социологии – английский ученый Герберт Спенсер (1820 – 1903). Мыслитель признавал контовский проект создания системы позитивного знания, включающего социологию. Основными его работами являются «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» и др.

Идеей, объединяющей все эти произведения в целостную систему знания, является концепция эволюционизма. Спенсер исследовал эволюцию как всеобщую тенденцию развития, проявляющуюся в росте и усложнении объектов путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Согласно Г. Спенсеру, эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую, надорганическую, которая и является предметом социологии.

Мыслитель считал, что эволюция – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природы, так и социальных и личностных феноменов. Однако в отличие от своих последователей, Спенсер указывал на различия общества и организма. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот – оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую взаимосвязь отдельных частей в целом (государственная власть).

Социология в понимании ученого – это исторически ориентированная наука – «генетическая социология». Задача социологии – изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 – 1883).Ранниеработы Маркса «Тезисы о Фейербахе» и «Немецкая идеология» отличает стремление создать науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но, в отличие от Конта, Маркс полагал, что «не идеи управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.

Знание закономерности социально‑исторического развития было необходимо Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования изложена в «Манифесте коммунистической партии», соавтором которого был Энгельс Фридрих – немецкий философ, социолог, автор работ «Революция в науке господина Евгения Дюринга», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы» и др.

В основе социологии марксизма – объективные законы развития общества, которые позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественноисторический процесс, в котором одна общественно‑экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной (первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая). Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно‑экономических отношений, которые определяют особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации. В результате несоответствия производительных сил производственным отношениям происходит смена общественно‑экономических формаций. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.

Труды Конта, Спенсера, Маркса, Энгельса объединяет общая идея разработки не философского, а собственно научного подхода к изучению социальных явлений и процессов.

Таким образом, протосоциология – это совокупность созданных в середине – конце XIX века проектов науки об обществе, заложивших концептуальные основы развития социологии, но оставшихся органичной частью философских и мировоззренческих доктрин.

Классическая социология. На рубеже ХIХ и ХХ веков наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода науки.

Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная французским ученым Эмилем Дюркгеймом (1858 – 1917). В работе «Правила социологического метода» социолог выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, т.к. существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Основу социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию.

Еще одним представителем классической социологии является Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии, который полагал, что социология – это наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. Социальными действиями он называет такие действия, которые заключают в себе субъективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагают взаимодействие субъектов социального действия.

Согласно ученому, сущность понимающей социологии заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне ориентированны на что‑либо, то социолог должен разобраться не только в их содержании и в их возможных последствиях для других людей, но и в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Иными словами, надо осмыслить и понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

М. Вебер считается классиком не только немецкой, но и мировой социологии. Большой вклад в развитие теоретической социологии внесли современники и соотечественники М. Вебера – Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Вернер Зомбарт –и надолго определили ее проблематику.

В конце ХIХ века внутри социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования. Американский социолог Албион Смолл (1854 – 1926) – организатор чикагской школы социологии, отстаивал идею о том, что предметом социологии должны быть конкретные социальные проблемы, а результатом – программа практических действий по решению этих проблем. В целом, «Чикагская школа» – сообщество исследователей, которые в начале ХХ века сформировали традиции эмпирического изучения ценностных ориентаций и образа жизни представителей различных этнических и религиозных общностей, структуры социальных групп и форм взаимодействия их членов, конфликтов и проблем адаптации индивидов и групп в городской среде (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Эрнст Берджес и др.). К числу классических теорий можно отнести работы американского социолога Ф. Гиддингса, австро‑венгерского социолога Л. Гумпловича, итальянского социолога В. Парето.

Этап классической социологии ознаменовался началом институциализации социологии, т.е. превращение ее в социальный институт – систему формальных правил и неформальных норм, выражающих признание общественной значимости данного вида деятельности и организующих ее в рамках специализированных учреждений.

Таким образом, классическая социология – совокупность исследований, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века и предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Неоклассическая социология. В середине 20‑х гг. ХХ века в социологии актуальной стала проблематика теоретического синтеза, или создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода (идеи классиков) и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией. Эта проблематика доминировала на протяжении 1920 – 1950‑х гг. и определила направленность работ социологов, получивших признание в качестве новых классиков социологии.

Первым, кто стал разрабатывать новую проблематику, был эмигрировавший из России в Европу, а затем в США Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). В его работе «Современные социологические теории» дана систематизация всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный синтез идей и методов, разработанных в ХIХ – начале ХХ века. Сорокин настаивал на соединении теоретической и эмпирической социологии, критикуя отвлеченное теоретизирование и бессмысленный сбор фактов. Свой подход, позднее названный им интегрализмом, Сорокин применил при разработке теории социальной стратификации и мобильности и теории социокультурной динамики.

С середины 30‑х гг. ХХ века свою версию общесоциологической теории развивал Талкотт Парсонс (1902 – 1979) исоздал общую теорию социального действия и методологию структурно-функ­ционального анализа.

Социальное действие человека, по Т. Парсонсу, имеет ра­циональный, целенаправленный, избирательный характер. На не­го оказывают влияние четыре относительно независимые систе­мы действия (биологическая, культурная, социальная и лич­ная), каждая из которых выполняет определенную функцию. Формирование этих систем и влияние их друг на друга Т. Парсонс назвал процессом институционализации, т.е. соз­данием такой социальной системы, которая действует сама по себе, вне зависимости от того, кто конкретно из людей участвует во взаимодействии. Ученым была создана универсальная схема структурно‑функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня и любой эпохи.

В русле структурно‑функционального анализа учениками и последователями Парсонса в 1940 – 1950‑х гг. были разработаны частные социологические теории: теория социальной группы Дж. Хоманса; теория социальной стратификации К. Дэвиса и У. Мура; теория социального конфликта Л. Козера; теория общества Э. Шилза. Все теории структурно‑функционального анализа строились на основе традиционного понимания теории как системы утверждений, которая должна исчерпывающим образом описывать и объяснять факты.

Такое понимание теории было подвергнуто критике Максом Хоркхаймером (1895 – 1973) в работе «Традиционная и критическая теория». Мыслитель призывал исследователей обращаться не к видимости – совокупности разрозненных фактов, а к сущности – реальности общества как целостности. Хоркхаймер выдвинул идею критической теории, которая должна была систематизировать прошлые теоретические достижения и интегрировать теоретические построения с эмпирическими исследованиями. Концепция критической теории стала основой исследовательской деятельности сформированной усилиями Хоркхаймера, Маркузе и Адорно Франкфрутской школы – сообщества германских ученых, которое на протяжении 1920 – 1970‑х гг. вело исследования социальных процессов, руководствуясь идеей обновления марксизма.

С конца 1920‑х гг. сначала в США, а затем в Европе стала развиваться прикладная социология. Правительство и предприниматели рассматривали социоло­гию как важный инструмент для преодоления социальных конфлик­тов и совершенствования социального управления. Благодаря разработке специальной методики проведения социологических исследований, использованию математического и статистиче­ского аппарата моделирования и социального эксперимента со­циология из доктрины быстро стала превращаться в полно­ценную практическую науку, пройдя в США все стадии институционализации.

Период с середины 1920‑х до конца 1950‑х гг. стал периодом неоклассической социологии. Сорокин, Парсонс, Маркузе, Адорно и др. продолжили и развили концептуальную традицию, идущую от Конта, Спенсера, Макса и др. основоположников социологии, но стремились избегать традиционных дебатов о предназначении социологии и сделали ее научной дисциплиной, отвечающей современным требованиям систематичности теоретических построений и практической полезности исследовательской работы.

Постклассическая социология. Период 1960 – 1970‑х гг. для социологии стал периодом парадигмального кризиса, который выразился в критике господствовавших макросоциологических, позитивистских и объективистских представлений о предмете, методах и предназначении социологии, а также в создании множества альтернативных концепций, претендующих на статус парадигмы.

Наряду с уже утвердившимися в социологии подходами, которые предлагали структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, характер парадигмы приобрели концепции, разрабатывавшиеся как исследовательские подходы, ориентированные на межиндивидуальные взаимодействия и поэтому альтернативные традиционным макросоциологическим парадигмам.

С выходом в 1961 г. работы Дж. Хоманса «Социальное поведение» и в 1964 г. – П. Блау «Обмен и власть в общественной жизни» становится образцом для исследователей концепция социального обмена, ориентирующая социологов на изучение социального взаимодействия как процесса обмена.

Вышедшая в 1966 г. книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» привлекла значительную часть социологического сообщества и идеям феноменологической социологии, предметом которой является социальное взаимодействие как процесс координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного мира, т.е. мира повседневного опыта.

Г. Блумер в работе«Символический интеракционизм» в качестве предмета социологии представил социальное взаимодействие как процесс согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков.

Вокруг множества концепций организовались небольшие сообщества радикально настроенных исследователей. Так, например, во Франции на основе идей, сформулированных А. Туреном в работах «Социология действия» и «Производство общества», сформировалась парадигма социального акционализма. Ее сторонники активно участвовали в деятельности социальных движений, в том числе экстремистских, применяя тем самым метод социологической интервенции – вмешательства в социальные процессы с целью раскрыть и сформулировать «исторические» цели движения.

Парадигмальный кризис прервал поступательное развитие социологии, прошедшей через стадии: создания проектов науки об обществе; рассуждений о предмете и методе; построения масштабных теоретических концепций и изощренных эмпирических методик.

В результате парадигмального кризиса исследовательская деятельность социологов стала развиваться не в направлении теоретико‑методологического консенсуса, а в направлении плюрализма. Поэтому исследования 1960 – 1970‑х гг. могут быть обозначены как постклассическая социология.

Постмодернистская социология. На развитие социологии в последние десятилетия существенно сказалось осознание того, что во второй половине ХХ века характер социальных процессов существенно изменился по сравнению с периодом возникновения и первоначального развития социологии. Здесь можно выделить три основные тенденции:

· сформировалась постиндустриальная экономика, где выше ценятся навыки создания символического продукта, т.е. навыки обработки информации и налаживания коммуникации – целенаправленного и эффективного общения с людьми;

· стала развиваться постидеологическая политика;

· возникла постмодернистская культура.

К концу 1970‑х гг. в самой социологии возобладали постмодернистские тенденции, что выразилось в ослаблении стремления к поиску новой парадигмы социологического знания и распространении идеи согласования между собой уже существующих и конкурирующих парадигм, а также идеи возвращения к наследию классиков.

Стремлением к интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими, отмечены наиболее значительные теоретические разработки 1980‑х гг.:

1) конструктивистский структурализм П. Бурдье;

2) теория структурации Э. Гидденса, в которойученый указывает на двойственность структуры, подразумевая, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие, в свою очередь, создает эти структуры;

3) теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, в котороймыслитель делает акцент на дифференциации между «жизненным миром» и более крупномасштабными социальными системами и подсистемами. Он утверждает, что в современном мире рационализация (как действия, так и системы) происходит неравномерно, т.е. социальная система рационализируется реже, чем жизненный мир, и в результате возникает социальное противоречие. Решение проблемы, по мнению ученого, состоит в социальной «деколонизации» жизненного мира, открывающей возможность рационализации в форме свободного коммуникативного согласия.

Говоря о современном состоянии современной западной социологии, необходимо указать на следующие достижения:

– создана академическая социология, ориентированная на решение познавательных и практических проблем и опирающаяся на эмпирические факты;

– произошло окончательное утверждение и общественное признание социологии;

– социология является равноправной университетской дисциплиной наряду с другими науками;

– в большинстве стран Западной Европы и США открываются социологические факультеты, на которых ведется подготовка дипломированных социологов;

– социологов приглашают в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня.

Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представляющее множество различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью и политической ориентацией.

Согласно шведскому социологу М. Монсону, в современной западно-социологической мысли выделяются четыре основных направления:

1) изучение закономерностей «высокого» порядка, т.е. общества в целом (школа структурно-функционального анализа Т. Парсонса, теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа);

2) изучение личности, внутреннего мира человека, его побудительных мотивов (символический интеракционизм Г. Блюмера, феноменология А. Шюца, Т. Лукмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, А. Сикурела);

3) изучение механизма процесса взаимодействия общества и индивида (теория действия, или теория обмена Дж. Хоманса);

4) марксистское направление, отличительная особенность которого состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г. Маркузе).

Классификацию Монсона необходимо дополнить идеей когерентности (связи социологических теорий), которая исходит из гипотетической возможности объединения структурных теорий в интегративную социологическую теорию (Ю. Хабермас, Дж. Александер, Р. Коллинз, М. Хечтер, Б. Хиндес и др.).

Таким образом, стремление к методологическому совершенству потребовало разработки многочисленных теорий, породивших различные направления в социологии, которые продолжают развиваться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.