Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории развития личности. В современной социологии существуют различные концепции личности




В современной социологии существуют различные концепции личности. Вместе с тем, все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов.

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе. Существуют различные варианты данной концепции в работах Дж. Г. Мида, Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса, Т. Шибутани и др., но в целом представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе. Под социальной ролью понимается модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

Поведенческая концепция личности, разработанная американскими социологами Дж. Хомансом, Б. Скиннером и др., рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо, социальное по происхождению: знания, комфорт, уважение и т.п. Чем выше стимул, тем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к обществу в целом. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция личности исходит из системы поощрений, и поэтому изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий.

Концепция «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

· представления о том, как его воспринимают другие люди;

· представления о том, как они его оценивают;

· как человек отвечает на воспринимаемую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Психоаналитическая концепция личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три сферы:

· подсознания («Id» или «Оно»), где господствует биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

· самосознания («Ego» или «Я»), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемую для общества форму;

· сверхсознания («Super-ego» или «Сверх-Я»), включающая моральные нормы, принятые в данном обществе.

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Главная проблема – противоречия между человеком и обществом. Фрейд считает, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения, и предполагает, что с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. Например, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Данная теория не принимает во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорирует роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Согласно К. Марксу, сущность человека есть совокупность общественных отношений. Сущность индивидуальной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений общества.

Таким образом, проблема личности породила множество концепций, но ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших исследовательских подходов дает целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.