КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные связи и отношения
Социализация личности Социализация – процесс формирования, развития и становления личности путем усвоения общепринятых в обществе ценностей и норм, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, общество воздействует на индивида, а с другой, индивид на общество. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Если за основу классификации взять главный показатель зрелости личности – его трудовую деятельность, то можно выделить три этапа – дотрудовой, трудовой и послетрудовой. В большинстве социологических дискурсов различают период первичной социализации (от рождения до формирования личности; 90% информации) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). В процессе социализации на личность оказывают влияние агенты и институты социализации. Агенты социализации – люди ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. На этапе первичной социализации агентами являются родители, родственники, друзья, сверстники, учителя, тренеры и т.д., в качестве институтов социализации выступают социальные институты семьи и брака, образования и др. На этапе вторичной социализации агенты – представители администрации университета, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д., а институтами являются производство, государство, армия, суд, церковь, средства массовой информации и т.д.
В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации – усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних ценностей и норм. Процесс отучения от старых ролей, норм и ценностей называется десоциализацией. Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия: 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех; 2) ценностно‑рациональное действие совершается через веру; 3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне; 4) традиционное действие – привычка, инерция. В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: · действующее лицо; · объект (индивид или общность, на которое направлено действие); · цель действия; · способ действия; · результат действия (реакция объекта). В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.
Взаимодействие может иметь следующие виды: – непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями; – опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие. Социальное взаимодействие можно классифицировать: · по количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее; · типу контактов: солидарное или антагонистическое; · уровню организованности: организованное или неорганизованное; · характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное; · уровню: межличностное, групповое, социетальное. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции. К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», «символического интеракционизма» и «теория обмена». Концепция «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч. Кули. Данная концепция частично рассматривалась в вопросе № 2. В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я». Т.е. индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |