Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И экономическая иерархия социализма




Механизм социального функционирования

 

Необходимо выразить идею построения социалистического общества в известной причинно-следственной иерархии фундаментальных социологичес-ких категорий и понятий:

 

социальный идеология социальная социальная

интерес справедливость свобода

 
 


социальная социальное социальная

политика право инициатива

Центральным звеном данной логики является идеология, которая структурирует между собой первичный социальный интерес и вторичную политико-правовую практику. Связь осуществляется посредством конкретизации идеологией теоретического содержания социальной справедливости и свободы. Точнее: социальный интерес программирует построение идеологических принципов, в том числе и взгляды на связку «равенство-неравенство»; идеология, в свою очередь, конкретно интерпретирует теорию социальной справедливости и свободы, формирующую далее на основании права и легитимизированной им социальной политики практику социальной иерархии (социального неравенства), инициативности и мобильности в ней. Социальная политика, замыкая логику обратной связью, призвана поддерживать исходную активность субъективного социального интереса.

Рассмотрим в этой структуре экономическое построение социализма.

Экономический интерес связан с классовой целью владения капиталом и прибылью; при переходе к социализму – это определяющий интерес пролета-риата к общенародной форме собственности на средства производства.

Далее экономическая справедливость на основании марксистско-классо-вой интерпретации социального равенства составляет трёхвекторную экономи- ческую систему и, прежде всего, вектор собственности субъекта владения капи-талом.

Между либеральной и марксистской теориями существует принципиа-льное расхождение во взглядах на сам термин «владение капиталом». Либерализм отождествляет его исключительно с правом личного распоряжения (возможностью продать, купить, обменять, передать в наследство…). Следовательно, при «ничьей» общенародной собственности в этом векторе существует одна позиция – нулевая. Марксизм же, с точки зрения отношения к прибыли, которая при социализме обобществляется и распределяется по труду, видит в единой по-зиции общенародной собственности каждого человека владельцем средств про-изводства и капитала.

Вектор способа получения доходов при социализме имеет всего две по-зиции – нетрудоспособные-неработающие с гарантированным доходом от госу- дарства и работающие с доходом по труду.

И, наконец, иерархия доходов здесь принимает форму гарантированного минимума и максимума. Она характерна отсутствием людей с нулевым доходом (при трудовой обязанности для трудоспособных) и относительно небольшой по-ляризацией: в СССР, например, соотношение между полюсами дохода, в сред-нем, равнялось 5.

Можно графически изобразить трехвекторную систему социализма:

доход

max.

 

min.

способ получения 2 1 1 собственность на средства

дохода 0 производства

 

Социалистическая экономическая иерархия создается марксистской идеей экономической справедливости на основании исходного принципа равенства – одинакового положения всех людей в системе производственных отношений (абсолютное равенство в векторе собственности на капитал и равенство труда в способе получения доходов). Это и есть знаменитая социалистическая «уравниловка». А экономическая свобода социализма – возможность движения исклю-чительно в векторе доходов благодаря своему труду.

Так социализм возвращает производственным отношениям своё первоз- данное чисто трудовое содержание, ликвидирует антагонистические классы, нейтрализует все экономические предпосылки позиционно-группового противостояния и в этом аспекте впервые выводит на общесоциальное поле нового социального субъекта – народ.

Экономическая инициатива как элементарное, точечное выражение экономической свободы при социализме связана только с трудом и заключена в стремлении повысить экономический статус-доход с помощью количественно-качественного улучшения процесса воспроизводства.

Важнейшее социалистическое экономическое право – это гарантированный труд по полученной профессиональной специальности.

Соответственна здесь и экономическая политика, призванная практически зафиксировать социалистическое экономическое неравенство и движение в нем социальных субъектов: национализация капитала и формирование способа воспроизводства на базе социалистической меновой стоимости с выходом на распределение доходов по труду; ликвидация крайних полюсов роскоши и нищеты в объеме относительно небольшой поляризации доходов; социалистическое государственное ценообразование; в условиях капиталистического окружения протекционизм собственного товаропроизводителя, тотальный контроль за капиталом и прибылью с целью их социалистического функционирования, а также надзор за движением товаров с целью ликвидации их сокрытия и лишнего посредничества; полноценная социально-экономическая защита личности на базе гарантированного труда и дохода с общедоступностью важнейших услуг – жилья, медицины и образования.

Такая практика выражает вектор объективистского метода марксизма, направленного на ликвидацию общественно-экономического фундамента многих негативных явлений, массово присущих любой формации с личной формой капитала – криминала и нищеты, безработицы и проституции, а также экономического влияния на гендерные отношения и различных форм отчуждения человека. «Лишь после того как великая социальная революция овладеет достиже-ниями буржуазной эпохи, мировым рынком и современными производительны-ми силами… – лишь тогда человеческий прогресс перестанет уподобляться то-му отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых» [4. С. 316].

Все социальные пороки, лежащие на поверхности капитализма, – только следствие его экономического механизма, работающего исключительно в условиях денежной гипертрофии, максимальной субъектной поляризации общества и вне надёжной социальной защиты. Данные моменты, в свою очередь, есть функция распределения доходов по количеству собственности средств производства и отсутствия социалистического регулирования на причинном основании всевластия капиталистической активности:

 

массовый социальный негатив

 


экономическая поляризация отсутствие социальной защиты

 

 

распределение по количеству отсутствие социалистического

личного капитала регулирования

 

 
 


частная форма собственности

на средства производства

 

Социализм призван ликвидировать этот базис и создать принципиально другую экономическую систему. Дальнейший социальный прогресс максимально приближает социум к его «золотому веку» в виде коммунистической об-щественной формации, в которой потребление будет определяться не ограничи-тельным денежным фактором в условиях социального неравенства, а самым высоким уровнем развития производительных сил. Но это уже – область научных прогнозов марксизма.

Очевидно, что для таких общественно-экономических формаций необходима значительная степень социального развития человека. Не удивительно, что диалектическое оформление теории личностной системности состоялось благодаря марксизму и советской социологии (в частности, весомый вклад внесли А.Г. Здравомыслов и И.И. Резвицкий).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.