Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование потребительского рынка




  1. Рынок – это совокупность существующих и потенциальных потребителей.

Потребители рынка подразделяются на 2 категории: потребители потребительского рынка, и потребители рынка производителей.

Конъюнктура – состав рынка по разнородным продуктам.

 

Государственное регулирование сферы обращения.

1) Направление государственного регулирования экономики.

2) Сертификация продукции и услуг

3) Государственная защита прав потребителей.

4) Экономические методы регулирования товарного обращения.

Рыночная экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, основывается на элементах различных теорий регулирования:

- Концепции Кейнсианства (Кейнс, Робинсон)

- Монетаризма (Фридман)

- Конвергенции социально-экономических систем (Гэлбрейт, Ростоу, Кинберген)

Данные теории были разработаны применительно к условиям развитых рыночных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлекательность каждой теории применяется на определенной стадии развитии общества.

 

Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

1) Регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную и налоговую политику.

2) Регулирование пропорций воспроизводства и структурного развития экономики.

3) Разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей или направлений.

4) Установление социальных, гуманитарных и экономических норм.

5) Нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие как: предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги.

6) Введение стандартов качества товаров и услуг

7) Определение требований к статистической и бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.

 

Существуют следующие методы государственного регулирования рынка:

1) Правовые методы, придающие цивилизованные формы рыночных отношений, антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг.

2) Финансово экономические: налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы

3) Социальные: установление минимальной заработной платы, пенсий и пособий.

 

Перечисленные методы, можно разделить на:

1) Прямые: общегосударственные программы, влияющие на макроэкономические пропорции, структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции.

2) Косвенные: финансовая, налоговая политика, условия и направление кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование.

Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функции, при помощи многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни представляющему интересы различных объединений и граждан.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года, установил правовые основы обязательной и добровольно сертификации продукции и услуг и иных объектов, а также права и обязанности и ответственность участников сертификации.

 

Закон определил сертификацию, как деятельность по подтверждению соответствия продукции стандартам. Под Сертификатом понимается документ выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, на ряду с сертификатом используется знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам установленным в данной системе сертификации подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

 

 

Цели сертификации:

1) Создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном, экономическом, научно – техническом сотрудничестве и международной торговли.

2) Содействие потребителям в компетентном выборе продукции.

3) Защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца и исполнителя)

4) Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

5) Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

6) ГОСТом определена номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ. Этот документ включает в себя различные товарные группы: машиностроительного комплекса, э\технической, электронной и приборо-строительной промышленности, с\х пр-ва и пищевой промышленности, легкой промышленности и др.

 

Государственная защита прав потребителей закреплена законом РФ «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов в сфере обращения, при продаже товара, оказания услуг. В нем декларировано право потребителя, на приобретение товаров надлежащего качества безопасных для здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах. Гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей. В законе определено понятие «Качество товара, работы, услуги», что позволяет во многом снять потенциальные разногласия между потребителями и продавцами. Предусмотрены права и обязанности изготовителя, исполнителя продавца, по установлению срока службы, а также гарантийного срока его использования. В законе четко обозначена ответственность изготовителя за безопасность товара, которая должна обеспечиваться в течение установленного срока службы или срока годности. Запрещена продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и немаркированного в установленном порядке законом, в соответствии требованиям безопасности. Указана ответственность продавца за нарушение прав потребителя на информацию о производителе, продавце, товаре, то потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, исполнителе\продавце, режиме его работы и реализуемых им товаров (работах\услугах). До сведения потребителя должна быть доведена информация о наименовании и юридическом адресе организации.

 

Информация о товарах должна содержать:

1) Обозначение стандартов, которым им надлежит соответствовать.

2) Сведения об основных потребительских свойствах.

3) Цену

4) Условия приобретения

5) Гарантия

6) Правила использования товара.

 

Более жесткие требования предъявляются к информации о продуктах питания, их составе, весе, объеме, калорийности, содержания вредных для здоровья веществ и противопоказаний к потреблению. Предусмотрена ответственность продавца\изготовителя, за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. В законе записано: убытки, причиненные потребителю, подлежат полному возмещению. И более того «Уплата неустойки (пени), и возмещение убытков, не освобождает продавца (изготовителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

 

Отдельная глава закона «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» - регламентирует взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товара ненадлежащего качества. Недостатки обнаруженные в товаре должны быть устранены в течении 20 дней, со дня предъявления потребителем требований. Более того на период ремонта товаров, длительного пользования, потребителю должны представить аналогичный товар надлежащего качества. Также в законе определена ответственность продавца, за просрочку выполнения требований потребителя. В соответствии с законом, права потребителя, подлежат государственной и общественной защите.

Анализ сложившихся структур, сфер товарного обращения, показывает, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке сформировались в сложных условиях. При отсутствии адекватного хозяйственного механизма. Значительные структурные изменения в торговле, как единой отросли, произошедшие в ходе экономических реформ оказали негативное воздействие на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков.

 

Эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественного развития, можно достичь путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.

 

Факторы необходимости государственного регулирования на рынке потребительских товаров:

  1. Отсутствие адекватного рыночного механизма, заменяющего систему централизованного доведения товаров до потребителей.
  2. Различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения.
  3. Значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения.
  4. Требования координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза.
  5. Заинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребностей рынка в товарах как по объему так и по ассортименту.

 

Существуют различные методы государственного регулирования товарного обращения. Но в соответствии с рыночными законами, основным методом является – экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение. Непосредственное воздействие государства на товарное обращение происходит при формировании товарных ресурсов, прежде всего повседневного спроса. Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения, происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности. Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий в сфере товарного обращения. Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов. Использование финансовых систем, тарифов, услуг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.