Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс и факторы материального производства




Лекция 3

По марксистской версии, факторами материального производства являются: вещественный фактор, представленный средствами производства, и личный фактор — рабочая сила. При соединении этих факторов осуществляется процесс материального производства. Карл Маркс писал, что эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими орудиями труда. В этом плане историю человеческого общества можно представить как процесс эволюции от каменного топора до современных гибких производственных систем, от энергии быка, запряженного в плуг, до современной ядерной энергии. В настоящее время эволюция средств производства особенно ярко проявляется в ходе современной научно-технической революции.

Вместе с тем, в процессе производства совершенствовались не только орудия и средства производства, но и сам человек — носитель рабочей силы. В процессе материального производства он вначале приобрел речь как форму связи производителей. Совершенствовал работу верхних конечностей. В ходе производства накапливались и передавались трудовые навыки от одного поколения людей к другому. В определенном смысле современный человек (homo sapience) явился результатом своей трудовой деятельности.

Результатом соединения вещественных и личных факторов в ходе производства создается совокупный общественный продукт, который представляет собой всю сумму материальных благ, созданных в обществе за один год. По натурально-вещественной форме совокупный общественный продукт делится на два подразделения. Первое подразделение — это созданные средства производства: станки, машины, оборудование, сырье, топливо, вспомогательные материалы. Второе подразделение представлено произведенными предметами личного потребления: продовольствием, одеждой, жилыми помещениями, бытовой техникой, украшениями и т. д. По стоимости совокупный общественный продукт представляет собой сумму старой перенесенной стоимости потребленных средств производства (с), а также всю вновь созданную стоимость, созданную трудом работников (v + m). Часть этой вновь созданной стоимости идет на удовлетворение потребностей работников материального производства и представляет собой необходимый продукт, другая ее часть, потребляемая владельцами средств производства, а также идущая на расширение и развитие производства, представляет прибавочный продукт. Процесс материального производства на современном этапе заключает в себе необходимость рационального и комплексного использования природных ресурсов и охрану природы, поскольку трудовой процесс невозможен без вмешательство в нее человека. У. Петти. отмечал, что «труд есть отец всякого богатства, а земля, в широком смысле этого слова, есть мать его». Условием прогресса в любом обществе является повышение эффективности общественного производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов к затратам для достижения этих результатов. В качестве результата общественного производства берется национальный доход, то есть вся вновь созданная стоимость в обществе за год. Национальный доход делится на количество работников в обществе, его создавших. По доли национального дохода, приходящегося на душу населения, можно судить в определенной степени об эффективности производства и об уровне экономического развития данной страны. ООН определяет слаборазвитыми те страны, где доля национального дохода на душу населения в стоимостном выражении не превышает 400 долларов в год на человека. Если эта доля составляет более 2 тысяч долларов в год на человека, то мы имеем дело с промышленно развитыми странами с достаточно эффективной экономикой. Факторами, определяющими эффективность, являются: степень использования достижений научно-технического прогресса. Уровень обеспечения экономики производственными ресурсами и их рациональное использование, улучшение эксплуатации основных производственных фондов и в особенности активизация человеческого фактора, вложение в который дает, по мнению ряда ученых, наибольшую отдачу.

В основе западного понимания факторов производства лежит теория буржуазного экономиста Жана Батиста Сея, его представление о трех факторах производства или его триединая формула. По Сэю, в процессе производства на равных правах участвуют три главных фактора: труд, земля, капитал. Каждый из этих факторов, по его мнению, получает соответствующее вознаграждение. Вознаграждение за труд — это заработная плата, за капитал — это прибыль, и за землю — земельная рента. В противоположность марксистской теории производства, утверждающей, что в его ходе происходит эксплуатация наемного труда и присвоение капиталистами-собственниками средств производства части созданной наемными рабочими стоимости (прибавочной стоимости), по Сэю, никакой эксплуатации не происходит, и собственник каждого фактора производства получает справедливое вознаграждение.

В настоящее время в западной экономической теории 3 фактора производства Сэя стали дополняться четвертым фактором — предпринимательской способностью. Это свойство присуще лишь некоторым людям и оно является полезным для общества в целом. Предпринимательство является особым человеческим ресурсом, связанным с организацией производства, с совершенствованием технологии информ-бизнеса, с риском банкротства и потерей капитала.

Для иллюстрации западного подхода к процессу производства используется так называемая кривая производственных возможностей. Она показывает варианты производства, которые можно осуществить, используя имеющиеся в обществе производственные ресурсы. При рассмотрении кривой производственных возможностей требуется сделать некоторые допущения.

1. Объем имеющихся в обществе производственных ресурсов принимается неизменным. Имеющиеся ресурсы постоянны как по качеству, так и по количеству.

2. Применяемая технология производства принимается постоянной.

3. Экономика функционирует в условиях полной занятости, полного задействования всех производственных мощностей.

4. Экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, а всего лишь два продукта: машины и пшеницу. Машины символизируют средства производства, а пшеница предметы личного потребления.

Следует иметь в виду, что первые два допущения указывают на то, что речь идет о достаточно коротком отрезке времени, в течение которого не было возможным изменение производственных ресурсов и технологии.

Третий допуск вводится в интересах научного анализа, поскольку в реальном обществе, как правило, существует безработица и недогрузка производственных мощностей.

Четвертый допуск делается для упрощения понимания принятого подхода к процессу материального производства.

Каждая точка на кривой производственных возможностей показывает максимально возможные объемы производства этих двух продуктов, полученных в результате полного использования производственных факторов. Кривая производственных возможностей опирается на две крайние точки пересечения с осями координат. Точка А означает, что все ресурсы затрачены на производство одних лишь машин, точка Е же показывает противоположную ситуацию, когда все имеющиеся производственные ресурсы использованы на производство одной лишь пшеницы. Все же остальные точки этой кривой показывают все возможные комбинации производства какого то количества одного и какого то количества другого продукта. В условиях неизменного количества производственных ресурсов производство каждой новой единицы одного из продуктов приводит к жертвованию все возрастающим количеством другого продукта.

Такая взаимосвязь является законом возрастающих альтернативных издержек производства.

Если провести кривую, параллельную базовой, через точку X, находящуюся внутри кривой производственных, то эта новая кривая покажет ситуацию неэффективного использования ресурсов или их недоиспользования.

Если же провести кривую, параллельную базовой, через точку У, находящуюся вне кривой производственных возможностей, то эта новая кривая покажет ситуацию экономического роста, недостижимую при принятых допусках. Экономический рост может быть достигнут экстенсивным путем за счет вовлечения в производство новых ранее не имевшихся ресурсов. Но экономический рост может быть достигнут за счет использования в производстве достижений научно-технического прогресса, новой техники и технологии.

Экономический рост означает способность производить бóльший объем продукции в результате увеличения предложения ресурсов и технического прогресса, что графически отражается в смещении кривой производственных возможностей вправо. Это означает увеличение производственных мощностей в обществе в результате экономического роста. Экономический рост может быть равномерным или неравномерным, сбалансированным или несбалансированным.

Вопросы для повторения:

1. Какие цели общественного материального производства рассматриваются экономической наукой?

2. Каковы возможности удовлетворения разумных человеческих потребностей?

3. Согласны ли вы с теорией Т. Р. Мальтуса и ее современными модификациями?

4. Какие подходы к процессу производства и его факторам существуют в экономической теории?

5. Какова роль антропологического (человеческого) фактора производства в период современной научно-технической революции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.