Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Педагогическая деятельность и мастерство




План.

Культуры педагога

Тема для самостоятельного изучения

1.Понятие, сущность и основные функции культуры.

2.Структура культуры личности.

3.Педагогическая культура, ее основные компоненты.

4.Духовно-нравственная культура педагога.

5.Педагогическая культура и мастерство.

Материалы подготовлены на основе книг:

1. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М:Пед. об-во России, 2001 -256с.

2. Н.Е. Щуркова Практикум по педагогической технологии. – М.:Пед. об-во России, 2001 – 250с.

 

Во все времена профессия учителя была наиважней­шей. Благодаря педагогической деятельности не прерыва­ется связь времен, культурные ценности становятся дос­тоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и отношения, новые духовные и материальные ценности.

Конец XX века характеризуется возрастанием культурообразующей функции образования. Воспитание и обу­чение - важнейшие элементы духовной культуры обще­ства. С одной стороны, они отражают уровень ее разви­тия, с другой - обогащают и развивают ее, служат важнейшим средством ее преемственности от поколения к поколению, средством взаимообогащения культур разных стран.

Культура (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл, в продуктах духовного труда, системе социальных норм и «учреждений, духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей че­ловека, его общественно развитых чувств и возможнос­тей индивида овладеть этим предметным богатством).

Культура характеризует все формы жизнедеятельнос­ти людей: материальное производство, социально-поли­тические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата.

Человек является объектом и субъектом культуры, и в то же время личность каждого человека - это феномен культуры, так как формируется при воздействии разно­образных культурных явлений: традиций, форм обще­ственного сознания, образа жизни, быта, содержания де­ятельности, воспитания, образования.

Культура общества создается людьми и каждым от­дельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпох Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт пре, шествующих поколений последующим, осуществляет обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, как вы потребности и как она их удовлетворяет.

По своей структуре культура личности (ее называют общей, базовой культурой) состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры, и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида.

Внутренняя культура - совокупность духовных цен­ностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убежде­ний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельно­сти.

Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития. Высшим уровнем развития внутренней культуры: является духовность.

Духовность - это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежали потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Одним из составных элементов общей культуры че­ловека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необ­ходимых для успешного выполнения специальной рабо­ты. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости конкретного вида труда представление о профессиональном идеале, путях, и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности.

Единство морали и культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

 

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной орга­низации педагогического процесса.

Она определяет характер осуществления всех основ­ных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры мож­но выделить совокупность стержневых компонентов, та­ких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная куль­тура.

Культура педагогического мышления включает высо­кое развитие способности к научной обработке педагоги­ческих явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспита­тельному процессу, к личности самого учителя. Рефлек­сия учителя как компонент культуры мышления побуж­дает его к постоянному самосовершенствованию в лич­ностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогичес­ких ситуациях. Интуиция - это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.

Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления - творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыва­нию мыслительных операций, переносу, цельность вос­приятия, легкость генерирования идей. Культура умствен­ного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятиле­тия осуществлять гностическую деятельность, реализовы­вать свои творческие планы.

Духовно-нравственная культура - это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка, которая определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионализма учителя, так как только нравственная личность способна воспитывать нравственного ребенка. Гармония соответствующих знаний, чувств и поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.

Духовная культура педагога - интегративное качества личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеником. Любовь к ребенку облегчает взаимопонима­ние. "Зорко одно лишь сердце", - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Духовно-нравственная культура - залог формирования культуры педагогического общения, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способству­ющая развитию личности ребенка. Знание нравственны норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодей­ствия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом - элементы культуры педагоги­ческого общения. Педагогический такт - это способность выбрать правильный, адекватный подход к воспитанни­ку, проявляющийся в уважении к его личности, укреп­ляющий его чувство собственного достоинства. Для этого учителю необходимо быть деликатным, обладать чувством меры, саморегуляцией, эмпатией, выдержкой. Высшим уровнем культуры общения является культура сотрудни­чества.

По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника.

Культура поведения и внешнего вида учителя - это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действен­ный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, ми­мика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-пси­хологическими и профессионально-эстетическими осо­бенностями его труда. Эмоциональное впечатление, ко­торое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, - все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником.

Возможно, педагогическая профессия является един­ственной, где профессиональная культура не только эле­мент базовой (общей) культуры человека; она формиру­ется и развивается на основе базовой культуры. Лишь ду­ховно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тя­нуться ученики.

Признаками педагогической культуры учителя явля­ются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребнос­тей, гармония умственного, нравственного и физическо­го развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и пе­дагогическое мастерство.

Учитель является творцом культурных ценностей, чем выше его культура, тем больших успехов он достига­ет в своей педагогической деятельности.

Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, к, нему предъявляются высокие требования, так как имен­но он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание сле­дует рассматривать как способ приобщения человека к культуре.

Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социаль­но-экономических условиях (О.С.Газман).

В воспитательном процессе осуществляется не про­сто взаимодействие педагога и воспитанника: происхо­дит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педаго­га, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диа­логическое взаимодействие осуществляется при деликат­но созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетне­го педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства. Педаго­гическая культура - основание и содержание профессио­нализма учителя, мастерство - форма его проявления в педагогической деятельности.

Восхождение к мастерству - не самоцель. Педагоги­ческое мастерство позволяет сделать учебно-воспитатель­ный процесс увлекательным и легким, как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, доб­рым и мудрым человеком - Учителем.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1989.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М., 1993.

Библер В.С. Школа диалога культур. - Кемерово, 1995.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение чело­века культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991.

Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991.

Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспекти­вы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Газман О.С. Концептуальные основы содержания де­ятельности классного руководителя (воспитателя) // Ве­стник образования. 1991. №8.

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1987.

Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культу­рология. - М., 1993.

Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Каган М.С. Философия культуры. - СПб. 1996.

Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.

Щуркова Н.Е. Духовная культура личности. – М., 1994.

 

 

Тема для самостоятельного изучения.

Мастерство - это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может

быть прекрасным мастером педагог...

А.С. Макаренко




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.