Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство совершенной конкуренции




Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со­вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен­ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле­творения потребностей. При этом достигается не только высокая эффектив­ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Графи­чески это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы про­дукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль.

Если бы средние издержки были ниже кривой спро­са и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри­вые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длитель­ного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Совершенная конкуренция, как и свободная рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.

Она исходит из платежеспособ­ных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

Совершенная конку­ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.

 

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или из­держках (положительных или отрицательных экстерналиях). Возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

 

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­даны каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это отно­сится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

 

Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном об­ществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы.

Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее офор­мление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повыше­нием издержек их производства.

 

Виды несовершенной конкуренции:

4.2. Монополистическая конкуренция:

- с совершенной конкуренцией её объединяет большое количество продавцов, но при этом выделяются несколько крупных лидеров рынка, каждый из которых может занимать свою нишу;

- дифференциация товара разных производителей по следующим признакам: торговая марка или бренд, размеры и внешний вид упаковки, цветовые различия в образе марки (например сине-жёлтая гамма в позиционировании сети гипермаркетов «Лента» и оранжевая у конкурента - «Карусели»), реклама, различный до- и послепродажный сервис. Различия товаров и услуг могут быть существенными, а также мнимыми, т. е. потребителей пытаются убедить в том, что товар определённой фирмы является особенным;

- за счёт дифференциации (индивидуализации) продукции у производителей появляется возможность влиять на цену;

- доступ в отрасль для новых производителей (продавцов) затруднён в силу сложившихся у потребителей предпочтений и приверженности определённым торговым маркам;

- для участников рынка нет полной прозрачности и информированности, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами.

Структуре монополистической конкуренции соответствует большинство потребительских рынков: аудио-, видеотехники, одежды, обуви, туристских услуг. Рынок продуктов питания, по логике, также должен соответствовать подобной модели. Но большинство позиций при кажущемся разнообразии торговых марок представлены небольшим количеством фирм, а это уже другая рыночная структура, рассматриваемая в следующем разделе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.