Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Основные направления работы по РР

Вопросы для самостоятельного изучения.

Практическое занятие

Вопросы для контроля усвоения лекционного материала

1. Каковы основные условия формирования речи неслышащих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении?

2. Охарактеризуйте основные специфические особенности содержания работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в специальном образовательном учреждении.

Цель: углубление знаний об основных условиях, содержании и методике формирования речи дошкольников с нарушенным слухом.

План.

1. Слухоречевая среда: условия, организация. (сообщения студентов)

2. Речевое развитие детей в разных видах деятельности. (сообщения студентов)

3. Специальные методические приемы развития речи глухих и слабослышащих дошкольников (практический тренинг)

1. Игровые приемы на занятиях по развитию речи.

2. Роль дидактических игр в обучении речи на занятиях сурдопедагога и воспитателя.

Основная литература

1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха /Под ред. Л. А. Головчиц. – М., 2003.

2. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1961.

3. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье.

(По итогам изучения – практический семинар с выступлениями студентов, демонстрацией игровых пособий и разработок)

 

Основные направления по развитию речи определяются целью работы по развитию речи - формированием речи в качестве средства общения. Цель предполагает решение таких задач как усвоение значения и накопление слов, обучение пониманию и использованию различных конструкций фраз, овладение разными формами речи, развитие связной речью. Задачи непосредственно связаны с работой по разным направлениям. Эти направления отражают также психолингвистическую модель описания языка. Основными направлениями в развитии речи неслышащих дошкольников являются:

А). Развитие языковой способности. Данное направление связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения и применять их. Формируются речевые умения, которые непосредственно связаны с речевой активностью ребенка.

Для развития языковой способности важное значение имеет формирование всех видов восприятия – слухового, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного. Используются специальные игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания. Также важное значение отводится и формированию подражания. Именно подражание служит на первоначальном этапе основой для развития речи. Проводится целенаправленное формирование слухо-зрительного восприятия речи, подражания речевым действиям. На первоначальном этапе педагог специально учит детей подражать артикуляции, произносить по подражанию лепетные и полные слова. Большое значение имеет также формирование навыков отраженного и сопряжено-отраженного говорения как основы самостоятельного говорения в дальнейшем.

Б). Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения. На каждом этапе формирование речи происходит в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы, состоянием их слухового и речевого развития.

В течение первоначального этапа, примерно в возрасте от 2 до 4-х лет в основном используется устная речь. Ребенок воспринимает речь слухо-зрительно, у него активно формируется такой вид речевой деятельности как ее слушание. Письменная форма речи на табличках воспринимается детьми глобально. Эта форма речи является вспомогательной и готовит детей к анализу слов на следующем этапе. Сам ребенок произносит речевой материал устно приближенно (голосовые реакции, лепет, усеченные и искаженные слова).

В дальнейшем - с четырех лет - как вспомогательное средство вводится также дактилирование. Дактилология используется для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи помогает достаточно быстро, примерно за квартал, овладеть аналитическим чтением. По мере овладения ею дактилология начинает выступать как самостоятельная форма речи. Она неразрывно связана с устной и письменной речью. Посредством чтения и дактилирования у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру.

Как правило, дактильная форма речи используется в работе с детьми со сложными недостатками развития или теми детьми, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используется.

В старшей и подготовительной группах вновь повышается роль устной речи. Она выступает как основное средство общения. Письменная речь используется для аналитического чтения и самостоятельного письма детей печатными буквами.

В обучении слабослышащих детей, в отличие от глухих, на всех этапах обучения устная форма речи является ведущей и является главгым средством обучения на всех этапах.

В). Работа над значением слов. Слова, предъявляемые детям, не используются изолированно, а в различных связях. Это расширяет и углубляет представления детей о значении слов. Для этого используются специально подобранные игровые упражнения, создаются те или иные ситуации.

Программа по развитию речи предлагает 25 различных тем. В совокупности они охватывают все основные сферы деятельности дошкольника. Тематическая организация материала позволяет усваивать каждую речевую единицу в единстве содержания и формы путем включения ее в разные виды речевой деятельности: говорение, слухо-зрительное восприятие, глобальное и аналитическое чтение.

Слова включаются в разные типы фраз. Использование слов в разных контекстах позволяет расширить сферу его употребления, способствует усвоению детьми междусловных, синтагматических связей. Для отработки смысловых, парадигматических связей на занятиях по развитию речи используются игры и различные упражнения, где значения слова рассматриваются с целью уточнения родо-видовых отношений, противопоставления (антонимы), близости (синонимы). Уточнение и систематизация словарного материала связаны с использованием таких методических приемов, как описание предметов и картинок, составление рассказов из жизни детей, по сериям картинок, рассказывание о прочитанном, беседы на разные темы.

Г). Специальные языковые наблюдения. Специальные языковые наблюдения проводятся с целью уточнения значений слов, овладения звуко-буквенной структурой, грамматическими формами слов в составе целых предложений. Детей учат замечать аналогии в образовании вопросов, побуждений, сообщений. Накапливается запас устойчивых словосочетаний. Ведутся наблюдения за изменением слов в единственном и множественном числе и т. д. Формирование грамматических обобщений не выделяется в программах для детей дошкольного возраста как самостоятельное направление в работе. Однако детей постоянно учат замечать сходство в различных грамматических формах, накапливать запас устойчивых словосочетаний, уточнять значения однокоренных слов.

Работа по развитию речи разделяется на этапы: первый – от начала обучения до 4 – 4,5 лет. Второй – от 4 – 4,5 до 6 лет. Третий – от 6 до 7 лет. Формирование различных форм речи и отработка всех видов речевой деятельности проводятся на всех этапах.

Речевой материал, постепенно вводимый во все виды бытовой деятельности, в игры, в музыкальные занятия, в занятия по физическому воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, охватывает названия всех предме­тов, действий, качеств, состояний, которые свойственны той или иной практической деятельности. Это требует от педагогов и воспитателей четкого анализа всего программного речевого материала, обеспечения частотнос­ти его употребления в реальных коммуникативных усло­виях. Поэтому вся работа по развитию разных видов деятельности строится по типу организованных занятий.

Основная литература

1. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

2. Программа. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

3. Программа. Обучение и воспитание слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Дополнительная литература

1. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика развития речи детей с нарушенным слухом | Тема 5. Взаимосвязь различных форм речи в процессе работы над ее развитием на первом и последующих этапах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.