Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Взаимосвязь различных форм речи в процессе работы над ее развитием на первом и последующих этапах

Вопросы для самостоятельного изучения

Вопросы для контроля усвоения лекционного материала.

1. Как связаны основные направления работы по развитию речи с психолингвистической моделью описания языка?

2. Охарактеризуйте содержание работы по развитию языковой способности детей с нарушенным слухом.

 

1. Как проводится работа над значением слова в соответствии с методикой, предложенной Б. Д. Корсунской?

2. Какие методические рекомендации для формирования образа слова предложены Э. И. Леонгард?

3. Какие методические подходы к формированию обобщающего значения слова льмечают Л. П. Носкова и Л, А. Головчиц?

Основная литература:

1. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., Просвещение, 1961.

2. Леонгард Э. И. Всегда вместе. – М., 2000.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004. (стр. 227 – 230)

4. Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. – Смоленск, 1999, стр. 136 – 155.

5. Программа. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

(По итогам самостоятельного изучения – семинар с выступлениями студентов, освещающих каждый из методических подходов – Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой)

 

На начальном этапе обучения дети глобально воспринимают речевые единицы как в устном так и в письменном виде. Основными видами речевой деятельности в это время являются: слушание, слухо-зрительное восприятие речи + приближенное проговаривание, глобальное чтение с табличек + письмо отдельных слов по образцу и с помощью. С четырех до пяти лет это слушание, слухо-зрительное восприятие + говорение с уточнением, аналитическое чтение с табличек, дактилирование, письмо знакомых слов с опорой на дактилирование, табличку. От пяти до семи лет это слушание, слухо-зрительное восприятие, восприятие с руки + говорение с использованием всех отработанных фонетических элементов, самостоятельное письмо с дактильным контролем, дактилирование трудных слов.

Соотношение устной и письменной форм словесной речи в действующей педагогической системе определено исходи из психологического, лингвистического анализа этих форм, с учетом речевого развития детей в онтогенезе и возможностей овладения словесной речью, которые выявлены у детей с нарушениями слуха.

Дактилъная форма словесной речи — специфическое вспомогательное средство, используемое в процессе обучения языку детей с недостатками слуха. Дактилъная (пальцевая) азбука, соответствующая буквам алфавита.

Введение дактилологии в обучение речи глухих дошкольников, предпринятое Б.Д. Корсунской в целях усиления коммуникативной направленности процесса речевого развития, сопровождалось более высокими показателями общего развития детей и качеством подготовки их к обучению школе.

Однако на современном этапе исследования показали, что положительная роль дактилологии отмечается более значимо, когда в устной форме речи, подкреплённой печатными табличками, будет достаточно закреплен необходимый объем языкового материала (около 200 слов).

Введение дактильнои формы словесной речи на втором этапе обучения (примерно с 4 лет) оказывается вполне своевременным. Это и отражено в действующей системе обучения детей с нарушениями слуха.

Помимо приведенных доводов в пользу более отсроченного введения дактилологии в процесс речевого развития важно иметь в виду и тот факт, что ручная моторика у маленьких детей не позволяет даже замедленно воспроизводить состав слова в дактильнои форме.

Сочетание разных форм речи позволяет постепенно часть речевого материала переводить из пассивного словаря в словарь активный. В случаях затруднения в проговаривании слова или забывания его звукового состава дети обращаются за помощью к табличке или пытаются припомнить, опираясь на дактилирование.

В существующей системе обучения дактилирование ребенком усваивается по подражанию педагогу. Не рекомендуется заставлять заучивать дактилемы в отрыве от речевого материала по таблице с дактильно-буквенным алфавитом. В этом у ребенка нет должной мотивации, хотя по принуждению взрослого дошкольники и могут запомнить дактилемы. Однако этот путь не может быть признан плодотворным и естественным.

Дактилирование, как показывает опыт обучения детей с нарушениями слуха, особенно полезным оказывается неслышащим детям из семей глухих. Оно позволяет реализовать их готовность и потребность говорить руками (жестовой речью), переведя эти установки на язык слов в дактильной форме (пальцевой речью).

Слышащие родители, имеющие детей с нарушениями слуха, иногда резко отрицательно относятся к дактилологии, путая её с мимико-жестикуляторной речью. Задачей сурдопедагога является проведение серьёзной разъяснительной работы в этом плане.

Жестовый язык в дошкольных учреждениях и в школе не подлежит строгому запрету, но он и не внедряется педагогами и воспитателями, поскольку не совпадает с языком слов по значениям (многозначность, изменчивость, перенос значения и др.).

Отдельные жесты в виде имитации действий или передающие внешний вид какого-либо предмета (изображения) могут в редких случаях использоваться при разъяснении определённых ситуаций. Однако важнее заранее предусматривать такие случаи и готовить дополнительный дидактический материал (реальные предметы или их изображения); отбирать соответствующий речевой материал, использовать демонстрацию действий и т. п. Необходимо помнить, что программа обучения глухих дошкольников речи не ставит задач обучения жестовому языку ни в какой степени.

Основная литература

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.

2. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.

3. Программа. Обучение и воспитание глухих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

4. Программа. Обучение и воспитание слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

Дополнительная литература

1. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993.

2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. – М., 2000.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4 Основные направления работы по РР | Неоконсервативная революция в странах Запада. Неоконсерваторы и христианские демократы у власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.