Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка главного бюджета




 

Бюджетирование (сметное планирование) предполагает раз­работку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направле­ний) деятельности, смет структурных подразделений.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы организации, состоящий:

§ из плана прибылей и убытков;

§ прогноза денежных потоков;

§ бюджетного бухгалтерского баланса.

Главный бюджет состоит из двух частей: финансового бюдже­та и операционного бюджета и имеет следующую структуру представленную на рис. 1.3.

В операционном бюджете деятельность организации планиру­ется посредством специальных технико-экономических показате­лей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности организации. Конечная цель операционного бюдже­та – бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:

§ бюджета продаж;

§ сметы производственной себестоимости продукции;

§ сметы коммерческих расходов;

§ сметы общехозяйственных расходов.

Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели организации: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т. д.

Рис. 2. Структура главного бюджета

 

На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж – руко­водство организации принимает решение о выпуске продукции. Го­товится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом.

После того как объем продаж установлен, разрабатывается про­изводственный бюджет. Производственный бюджет является осно­ванием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.

Смета производственной себестоимости продукции рассчиты­вается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов.

Смета затрат на сырье и материалы представляет собой со­вокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которыепланируется израсходовать на производство продукции в задан­ном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с выче­том стоимости возвратных материальных отходов.

Смета по труду имеет своей целью предоставление ис­черпывающей информации о расходах на основную и дополни­тельную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установлен­ных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоем­кости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой пла­нируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и обо­рудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт ос­новных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопле­ние, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, и др.

Смета коммерческих расходов представляет собой план расхо­дов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, т.е. не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Рас­чет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.

Смета общехозяйственных расходов. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосред­ственно с производственным процессом. Как правило, в данном до­кументе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие; по содержанию общехозяйствен­ного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; аренд­ная плата за помещения общехозяйственного назначения; расхо­ды по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличе­ния или уменьшения объемов производства.

На основании подготовленных смет рассчитывается план при­былей и убытков, который является последним шагом при под­готовке операционного бюджета.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:

§ выручка от реализации продукции;

§ себестоимость реализуемой продукции;

§ валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

§ коммерческие расходы; общехозяйственные расходы;

§ прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) ми­нус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы).

Российские нормативные акты допускают другой вариант формирования прибыли организации, при котором общехозяй­ственные расходы, подобно общепроизводственным, распреде­ляются на себестоимость реализуемой продукции. Руководство организации само принимает решение о том, как формировать себестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль. Принятое решение фиксируется в учетной по­литике организации.

Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь сле­дующий вид:

§ выручка от реализации продукции;

§ себестоимость реализуемой продукции;

§ валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

§ коммерческие расходы;

§ прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус коммерческие расходы).

Второй составной частью главного бюджета является финансо­вый бюджет. В конечном итоге он представляет собой бюджет­ный баланс активов и пассивов организации. Все количественные оценки доходов и расходов, представленные в операционном бюд­жете, в финансовом бюджете трансформируются в денежные. Основная цель финансового бюджета — отражение плановых ис­точников поступления финансовых средств и пути их использо­вания. Финансовый бюджет состоит:

§ из сметы капитальных затрат;

§ бюджета денежных средств;

§ бюджетного бухгалтерского баланса.

Смета капитальных расходов представляет собой план по фор­мированию источников инвестиционных ресурсов и направлени­ям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перево­оружением действующих предприятий и т. п.

Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета.

Инвестиции влияют на все экономические показатели резуль­татов производства: себестоимость продукции, прибыль, налого­облагаемую базу; соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые цены реализации продукции, денеж­ные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленные кредиты, налог на имущество и т. д. В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть поло­жен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконст­рукции организации, внедрению новых технологий и пр. При условии привлечения дорогостоящих инвестиций и длительного периода окупаемости проекта кредиты могут оказывать весьма значительное влияние на финансовый бюджет и, соответственно, на экономику организации в целом.

Бюджет денежных средств. Этот документ представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные пла­тежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излиш­ка финансовых ресурсов или их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает организации достаточную кассовую наличность на любой момент.

Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогно­зируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец пла­нируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов.

Для составления этого документа используются данные всех ранее разработанных смет операционного и финансового бюдже­тов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса:

§ рассчитываются все базы по налогам: на имущество, добавлен­ную стоимость, на прибыль и др.;

§ планируется дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе просроченные;

§ корректируются многие производственные и экономические показатели: себестоимость, цены реализации, управленческие расходы, расходы на продажу, выпуск продукции, реализация и др. в зависимости от поставленных задач и возможных резуль­татов.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюд­жета либо внесения необходимых изменений и корректировок.

Рассмотрение планового главного бюджета – это серьезное ме­роприятие, как для собственников организации, так и для потен­циальных инвесторов. Не менее важен бюджет для руководства организации, так как он является программой, обязательной для выполнения.

До всех служб организации на основании утвержденного бюд­жета доводятся ежеквартальные и ежемесячные планы доходов и расходов. Эффективность и обоснованность бюджетирования оценивает­ся путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Как правило, чем точнее планирование, тем меньше отклонений по всем показателям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.